All Retail
Опубликовано

Стоит ли овчинка выделки? О продажах кошерных и халяльных продуктов в Украине

При всем многообразии ассортимента украинской розницы существует ряд товаров, которые можно найти далеко не в каждом супермаркете, не говоря уже о магазинах меньшего формата.  Это продукты, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к ним тем или иным религиозным вероучением. Прежде всего, речь идет об иудаизме и исламе.

Поскольку спрос определяет предложение, то немаловажную роль играет емкость торговой ниши, которую способны заполнить потребители кошерных и халяльных продуктов. А она довольно велика, даже если ориентироваться на приблизительные расчеты. 

Иудаизм – этническая религия, которую исповедуют в основном граждане еврейской национальности. По данным последней переписи населения в Украине их было около 103,6 тысяч человек. Почти 99,2% евреев – горожане. Больше всего их проживало в Киеве (до 17,2% от общей численности), Одесской, Днепропетровской и Харьковской областях. 

Разумеется, за полтора десятилетия, истекших со времени проведения переписи, ситуация несколько изменилась. В частности, из статистической картины по известным причинам «выпало» население Крыма и части территорий Донбасса. Свое влияние оказывали также различные демографические процессы. 

Однако, не стоит забывать и о другом. Официальная статистика не учитывает, что по ряду причин, имеющих историческую платформу, часть евреев идентифицируют себя как «русские», «украинцы» и т.д., но при этом являются носителями своей национальной культуры, религии и традиций. Поэтому даже с учетом того, что среди них немало атеистов, можно предположить, что как минимум 70-80 тысяч человек охотно приобретало бы кошерные продукты. 

Потенциальный рынок халяльных товаров еще объемнее. По разным данным в Украине проживает от 0,4 до 2 млн. мусульман. Правда, многие из них остались на территории Крыма. Однако более 20 тысяч крымских татар выехало с полуострова и поселилось в других городах страны. Вдобавок к этому, в Украине обучается 64 тысячи иностранных студентов и почти половина из них являются выходцами из стран, где в основном исповедуют ислам. 

Кошерность продуктов опеределяется кашрутом – сводом строжайших правил, регламентирующих их производство, переработку, хранение и употребление. Причем большинство ограничений касаются провианта, имеющего животное происхождение. 

Например, иудеям разрешено употреблять мясо крупного рогатого скота, овец и коз - то есть жвачных парнокопытных животных. Свинина – под категорическим запретом. Причем к забою животных выдвигаются определенные требования. Обычно этим занимается специальный мясник (шойхет). Он же разделывает и максимально обескровливает тушу, поскольку использовать кровь нельзя ни в каком виде.   

Кошерной считается только передняя часть туши. Если при разделке будут обнаружены деформированные внутренние органы, мясо автоматически «бракуется». Оно не может быть кошерным и в случае, если животное погибло до того, как его зарезали (скажем, вследствие поражения электротоком). Не годится на стол также мясо скота, который лечили антибиотиками либо в корм добавляли ненатуральные составные. 

Разрешено есть мясо домашней птицы, запрещено – хищных птиц и тех, что питаются падалью. Кошерной считается лишь рыба (и ее икра), имеющая чешую и плавники. На раков, кальмаров, креветок и моллюсков распространяется табу кашрута. Молоко здоровых кошерных животных – кошерное. Как и фрукты, овощи и зерновые культуры, выращенные без применения химических удобрений. Исключение составляют лишь червивые либо пораженные какими-то паразитами.    

Запрещено кашрутом употреблять одновременно мясные и молочные продукты. Скажем, телятина в сметанном соусе – блюдо, абсолютно неприемлемое иудеями. Как и наша традиционная «сырно-колбасная» нарезка на одной тарелке. Более того: в тару, где лежала «молочка», нельзя помещать мясо (и наоборот). Оно при этом теряет свою кошерность. Естественно, все это надо учитывать при хранении продуктов. 

Ислам более демократичен в пищевом сегменте. Верующим нельзя употребять алкогольные напитки, свинину, кровь, мясо хищников (в том числе собак) и погибших животных, а также тех, которые были убиты без упоминания имени Аллаха. На них халяль не распространяется. Однако в случае крайней необходимости, если это сопряжено с выживанием, нарушение запрета не является смертным грехом. 

В принципе, и халяль, и кошерность ориентированы на потребление здоровых и качественных продуктов. В странах, где покупатели осведомлены лучше, чем наши соотечественники, их охотно приобретают не только иудеи и мусульмане. Так, в Великобритании, где ислам исповедуют около 2 млн. человек, ежегодно продается в три раза больше халяльных продуктов, чем это необходимо для полного удовлетворения их потребностей. А в США на каждых десять покупателей кошерного ассортимента приходится только один еврей… 

В Украине данный сегмент продуктового ритейла находится еще на стадии зарождения. К примеру, отделы кошерных продуктов появились в некоторых «Фуршетах» и деликатесных супермаркетах Le Silpo, расположенных в Киеве, Днепре и Харькове. Стоят предлагаемые там товары дороже, чем их «некошерные» аналоги, поскольку ввезены они из-за рубежа. К примеру, кекс стоит около 100 грн., а банка консервированных огурцов или спаржи – свыше 80 грн. 

Три года назад в Днепре открылся первый в Украине кошерный супермаркет Kosher De Luxe с широким выбором дозволенных Торой продуктов, включая кондитерские изделия, пряности и специи. Но такой формат специализированного торгового заведения у нас - пока еще не меньший эксклюзив, чем его ассортимент.  

Отечественные кошерные магазины, как правило, работают при иудейских культовых сооружениях. Это и столичный «Супер Бродский», и одесский «ОР САМЕАХ». В городах же, где нет синагог, приобретение продуктов, соответствующих кашруту, превращается в утомительные шоп-туры по местным торговым «точкам» и тщательное изучение ингредиентов, входящих в состав изделий. Ведь в гусиный паштет или даже конфеты производитель вполне может добавить свиной жир… 

Выручить могли бы интернет-магазины, но цены там неподъемны для рядового отечественного потребителя. Заплатить 160 гривен за стограммовую упаковку кошерной индюшиной салями, произведенной в Великобритании, могут только очень состоятельные граждане. Не говоря уже о баночке французской фуа-гры весом130 г, стоимость которой превышает минимальную украинскую пенсию (1280 грн.).  

Кошерные продукты можно иногда найти и на полках обычных магазинов. Распознать такие товары можно по надписи «Кошер» на упаковке, либо по бело-голубой маркировке с буквами «К», «О» или «ОU». Но они действительны лишь при наличии ссылки на раббинат, давший разрешение на изготовление данной продукции и осуществляющий контроль за производством. 

Хотя получить сертификат кошерности довольно сложно (особенно отечественным предприятиям мясо-молочной промышленности), десятки украинских компаний уже ими располагают. В частности, это Jaffа, «Чумак», «Верес», «Ніжин», «Бондюель», «Галактон», «Oлейна», «Оболонь», «Энзим» и ряд других. 

Одним из главных игроков на рынке поставок местных кошерных продуктов для розницы является компания «Укркошер», имеющая необходимую сертификацию от Украинского комитета по кашруту. Она не располагает собственными производственными мощностями, предпочитая работать с предприятиями-партнерами. Она делает заказ на партию товара, наблюдает за процессом изготовления, полностью ее выкупает и потом поставляет в специализированные магазины. 

С реализацией халяльных продуктов ситуация еще пессимистичнее. Количество точек, торгующих ими в Украине, можно пересчитать на пальцах. В Киеве их три, пара находится в Одессе и по одному в нескольких других городах. Но при этом мы экспортируем свою пищевую продукцию в страны арабского мира, а также располагаем халяльным центром, выдающим соответствующие сертификаты. Подтверждение того, что продукция выпущена с учетом стандартов «халяль», в частности, имеют «Олейна», «Славия», «Верес», «Энзим», «Укрполе», «Кернел», два предприятия компании «Милкиленд-Украина».  

Хотя ниша по реализации халяльных и кошерных продуктов практически незанята, конкуренция невысока, и бизнес выглядит вполне перспективным, украинский ритейл не спешит осваивать новый для себя сегмент. Больно уж хлопотным он кажется. Ведь придется вникать в различные тонкости таких товаров, заниматься их популяризацией, обзаводиться сертификатами, организовывать соответствующие условия хранения… Причем без каких-либо гарантий, что овчинка будет стоить выделки.   

Автор: Лилия Мыц,

статья была опубликована в журнале All Retail за сентябрь 2016 г.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или