Какие российские кафе и рестораны продолжают работать в Украине
Не только банки, одежные бренды и нефтетрейдеры с корнями из РФ не спешат покидать Украину, несмотря на санкции, войну и общественное порицание. Общепит «родом из России» также продолжает работать. русская кухня
В этой статье RAU изучила: насколько глубоко был связан ресторанный рынок Украины и России, какие бренды из северо-восточного соседа успешно развивали бизнес в нашей стране, и кто еще продолжает работать. Важная оговорка: в большинстве случаев российский бренд в Украине был представлен по принципу франчайзинга, и лишь в отдельных случаях прослеживается прямая связь между собственниками бизнеса из РФ и украинскими кафе или ресторанами. Максимум, в чем можно упрекнуть отечественных предпринимателей – в том, что идею они почерпнули из России. Остальные детали сотрудничества – например, платят ли они российским авторам бизнес-идеи и собственникам торговой марки в РФ роялти и процент от оборота – относится к конфиденциальной информации и традиционно не разглашается.
Шоколадно-кофейный дом
Когда говорят о российских брендах кафе и ресторанов в Украине, то прежде всего вспоминают Кофе Хауз и Шоколадницу. Первый Кофе Хауз был открыт в Украине в середине 2000-х годов, и в данном случае речь шла не о развитии по франчайзингу, а о прямом представительстве российской компании. Сейчас сеть насчитывает 26 заведений, и Кофе Хауз Украина по-прежнему принадлежит офшору ТРК Холдинг Лтд (конечный бенефициар — россиянин Тимур Хайрутдинов) и украинке Светлане Шикуловой. Генеральный директор сети — Роман Карпушкин.
Сеть Шоколадница создал российский предприниматель Александр Колобов в 2000 году, а уже в 2006 году первое заведение сети появилось в Киеве. В октябре 2014 года компания поглотила российский Кофе Хауз — своего основного конкурента, принадлежащего Тимуру Хайрутдинову. И стала крупнейшая сетью кофеен в России.
Но из-за сложной структуры собственности украинское подразделение Кофе Хауз в сделку не вошло. Вхождение украинского подразделения Кофе Хаус также отрицает директор украинского подразделения Шоколадницы Вадим Высочин: «В Украине никакой связи между Шоколадницей и Кофе Хауз нет». В то же время он подтвердил RAU, что сеть является украинским подразделением российской компании.
Так что в данном случае можно утверждать, что популярные среди украинцев кофейни продолжают приносить прибыль своим российским владельцам. Вместе с тем, в июне 2016 года собственники украинского подразделения Кофе Хауз выставили заведения на продажу. Как ранее рассказывала RAU, за сеть планировалось выручить около $3 млн. В эту стоимость входили не только право аренды помещений и оборудование, но и возможность использовать бренд Кофе Хауз. Однако с тех пор информация о сделки не появилась, а сами кофейни продолжают работать.
Японский городовой
Кроме сегмента кофе и сопутствующих угощений россияне основательно окопались еще в сегменте азиатской кухни. Например, Евразия входит в ресторанную группу Евразия Холдинг, которую основал в 2001 году российские предприниматели Алексей Фурсов и Дмитрий Екимов. Именно Дмитрий в 2005 году привез в Киев из Санкт-Петербурга торговую марку Евразия, а вместе с ней фитнес-клуб Sport Life, соучредителем которого он также является. Как он сам рассказывал в интервью kmbs, для запуска Sport Life и Евразии в Украине он специально пригласил свой питерский менеджмент, что позволило в короткий срок занять в Киеве сразу две ниши. Управляющим партнером сети ресторанов Евразия стал другой российский предприниматель Виктор Мармузов.
То же самое касается сети Желтое море. Первый ресторан открылся в Киеве в 2009 году и входит в московский ресторанный холдинг Lite Life, принадлежащий российскому ресторатору Александру Орлову. Ему же принадлежат рестораны Тануки, два из которых работают в Киеве, и совместное со звездой телешоу «Наша Раша» Сергеем Светлаковым заведение Eshak, находящееся неподалеку от Дворца Украины. В 2013 году, во время его открытия, разгорелся скандал, так как ресторан площадью 1100 кв. м на 380 посадочных мест находится в жилом доме, что вызвало протест жителей. Разрешенный максимум посадочных мест для заведения в жилом доме – до 50 человек, однако это не мешает работать ресторану и сегодня.
А вот сети Сушия и Мураками многие по ошибке называют российскими. Первая из них входит в сеть Мировая карта, созданная в 1996 году американцами украинского происхождения Майклом Доном и Бени Голани. В нее также входят сеть пиццерий il Molino, лаунж-ресторан Buddha Bar. Что касается Мураками, то сеть принадлежит компании FM Group, совладельцем которой является украинский бизнесмен Сергей Матвиенко. Кроме нее в FM Group входит сеть фастфудов Смачна картопля, Дрова, Папа Джон, Tarantino, Руккола и другие.
С другой стороны, сеть Печена картопля тоже имеет российские корни – изначально заведения открывались как франчайзи бренда Крошка-картошка, появившегося в Москве. Основную стилистику и характерное меню торговые точки сохраняют и поныне, но осталась ли связь между российской сетью, насчитывающей сейчас более 300 заведений в РФ, и украинским «клоном» — неясно.
Уйти по-русски
Отток российских сетей ресторанов из Украины случился лишь однажды и пришелся на 2015 год. В мае 2015 года Контракты сообщили, что Украину покидает российская сеть ресторанов азиатской кухни Якитория, собственниками которой числятся офшоры, но конечными бенефициарами СМИ называют владельца Новоросцемента Льва Кветного, депутата Госдумы Андрея Скотча, а также рестораторов Андрея Бурлакова и Олега Шейхаметова. По словам генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, причины для ухода было две. «Многие талантливые специалисты уволились из заведений, а сам менеджмент говорил о потере интереса к Украине со стороны российского офиса», – сказала она. Совладелец сети Пицца Челентано, Банка и Желток Максим Храмов заявил, что Якитория элементарно не смогла составить конкуренцию Мураками. «Российская сеть предлагала посетителям массу бонусов, а когда отказалась от них, то потеряла клиентов», — рассказал он.
Однако закрылась лишь киевская сеть. В Харькове продолжает работать еще три франчайзинговых ресторана Якитория, принадлежащих украинским рестораторам Оксане и Тарасу Середюк, собственникам сетей Mafia и Casta. Именно с франчайзинга Якитория началось становление бизнеса харьковской семьи рестораторов, о чем они поделились в 2013 году на форуме «РестоПрактики».
В декабре того же года с украинского рынка ушла российская сеть Росинтер, в которую входили IL Патио, Планета Суши и T.G.I. Friday’s. По состоянию на начало 2013 года украинское подразделение управляло 16 ресторанами под брендами IL Патио, T.G.I. Friday’s, а также Costa Coffee. Одно из них работало в терминале В аэропорта Борисполь. Представители Росинтера тогда заявляли о намерении перенести рестораны в новый терминал F, но так и не воплотили свои планы в жизнь. Впоследствии компания закрыла и оставшиеся рестораны.