All Retail
Опубликовано

Почему "Ашан" продал свою долю в сети "Фуршет"

В четверг, 12 октября, пресс-служба АШАН Ритейл Украина официально сообщила, что украинское представительство французской Auchan Group продало 20% акций компании Фуршет. Покупателем выступила малоизвестная широкой публике инвесткомпания VI2 Partners. Сумма сделки не разглашается. 

RAU проанализировала: почему французы решили избавиться от акций Фуршет, и какие перемены ждут украинский рынок ритейла после заключения этой сделки.

Не срослось

АШАН Украина выкупил 20% акций сети Фуршет в уже далеком 2007 году, когда украинская экономика переживала, пожалуй, лучшие времена за все годы независимости. Товарооборот и выручка ритейлеров росли год от года, увеличивалась покупательская способность населения, все больше украинцев привыкало ходить за повседневными товарами не в магазины у дома, а скупаться в супермаркетах. Тогда о выходе на украинский рынок задумывались и мировые гиганты, такие как Carrefour, а в стране успешно работали BILLA, METRO Cash&Carry, SPAR и АШАН. В той ситуации партнерство с Фуршет — второй по размеру торговой сетью страны с 58 супермаркетами – для французов выглядело беспроигрышным вариантом.

Даже если за 20% украинского ритейлера пришлось отдать, по данным издания КоммерсантЪ, $126,5 млн.

Игорь Баленко знал местный рынок, обладал необходимыми связями и знакомствами (уже побывав депутатом Киевсовета), без чего вести бизнес в Украине тяжело даже компаниям с мировым именем. В качестве примера можно вспомнить IKEA, которая уже добрый десяток лет пытается выйти на украинский рынок, но в итоге заходить решила все равно с помощью местных партнеров.

АШАН, в свою очередь, мог предложить Фуршет десятилетия опыта работы на самых конкурентных рынках, доступ к современным технологиям и практикам, поддержку европейских партнеров и практически неограниченную по украинским меркам финансовую помощь. Внакладе вроде бы никто не оказался.

Как утверждает портал Liga.net, одним из условий сделки было ограничение взаимной конкуренции. Фуршет обязался работать только в формате супермаркета, а АШАН – не открывать магазины меньше определенной площади. Фактически, «вотчиной» французов должны были стать гипермаркеты, а все, что меньше – оставалось Фуршет.

Однако кризис 2008-09 годов, резкий обвал гривни и падение доходов украинцев поставило крест на планах партнеров.

Речь пошла уже не о развитии, а о выживании – кредиты для стремительного развития сети Фуршет оформлял в валюте, а вот прибыль генерировал в гривне.

Погашать долги стало значительно сложнее. Отразился мировой кризис и на материнской компании АШАН Ритейл Украина — Auchan Group, — поэтому амбициозные планы французов на быстрое развитие пришлось отложить. Как оказалось – почти на десять лет.

Прикованные к ядру

В то же время, взаимные обязательства АШАН и Фуршет никто не отменял. И если украинской компании отказаться от планов развития формата «гипермаркет» было несложно, то добровольно установленные ограничения явно осложняли жизнь АШАН Украина.

Свободных площадей подходящего размера в больших городах Украины оставалось все меньше, строить собственные площадки – долго и дорого.

Тем временем все привлекательные объекты площадью «под супермаркет» — от 1000 до 3000 кв. м – перехватывали конкуренты, не связанные подобными условиями. Активно развивался Сільпо, начал становиться популярным NOVUS, поглотил сети Перекресток и SPAR днепровский Varus. АШАН же за это время сумел усилить свои позиции только покупкой двух гипермаркетов Real: бренда, который немецкая METRO Group решила вывести с рынка Восточной Европы.

Все это время первопроходцы украинского продуктового ритейла и некогда лидеры рынка – Фуршет – быстро теряли позиции. К 2014 году потребители жаловались на качество товаров, устаревший формат, неактуальный ассортимент, и легко переходили к конкурентам. Игорь Баленко был занят решением проблем с реструктуризацией долгов, и должного внимания работе сети не уделял.

Логично предположить, что уже к этому времени АШАН Ритейл Украина искал возможность без конфликтов и скандалов выйти из состава совладельцев Фуршет и продолжить развитие, не будучи скованным никакими ограничениями. В конце концов это удалось.

Обойдя преграды

Косвенно о том, что конфликтующие стороны нашли общий язык, стало понятно в апреле этого года. Директор по развитию АШАН Украина Владимир Строкань сообщил RAU, что сеть планирует развивать новые форматы, в том числе и «магазины у дома». «Это стандартный магазин у дома, его площадь может быть от 200 «квадратов», — уточнил Строкань.

Учитывая, что раньше открывать такие объекты АШАН не мог по условиям соглашения с Фуршет, можно было предположить, что французский и украинский ритейлер договорились. Косвенно это подтвердил и сам Баленко в комментарии Liga.net: «Переговоры ведутся».

Очевидно, взаимоприемлемое решение найти удалось: АШАН Ритейл Украина продал свои акции VI2 Partners.

О покупателе известно немного. Офисы инвесткомпании открыты в Австрии и Украине, однако о публичных сделках и бенефициарах информацию найти трудно. Разве что прошлогодний конфликт с арабской RAKIA Group (ОАЭ) вокруг грузинского отеля Sheraton Metechi Palace выдается на первых строчках поисковиков. В комментарии информационному агентству Интерфакс-Украина Алексей Чернышов, управляющий партнер инвестиционной компании VI2-Partners, сказал: «Партнерство в Украине – это достаточно сложная тема, но в то же время это и развитие. Современное партнерство требует разных компетенций от компаньонов. В VI2-Partners есть компетенции не только управления торговыми объектами, но и управления финансами в кризисных условиях, управления рисками, управления бизнес-процессами».

Avant de la France!

Но, в конце концов, компания-покупатель или тот, по чьему поручению она приобрела акции Фуршет, не так уж важны. Тем более учитывая, что для Ассоциации семьи Мюлье (собственники холдинга ADEO, куда входит в том числе и Auchan Group), Украина, похоже, становится одним из приоритетных регионов развития.

В состав холдинга входит четыре подразделения, активно работающих в нашей стране. Самое известное потребителю: продуктовые гипермаркеты АШАН. В этом году сеть закрыла сделку по покупке 9 гипермаркетов сети Караван, практически удвоив количество своих торговых точек и появившись сразу в нескольких городах, где ранее не была представлена. Второй по значимости для украинского рынка ритейла и девелопмента –Иммошан Украина. Он уже построил несколько знаковых объектов, и останавливаться на собирается: до конца года обещают открыть в Киеве ритейл-парк Петровка и торговый центр Rive Gauche на Левом берегу Днепра.

В середине октября стало известно, что компания возобновляет строительство еще одного ТЦ – около Одессы. Где также будет работать гипермаркет АШАН на 15 000 кв. м и бутиковая галерея, а в перспективе – второй в Украине ритейл-парк и еще один ТРЦ под рабочим названием Les Vignes.

Входящая в ту же Ассоциацию семьи Мюлье сеть DIY-гипермаркето Leroy Merlin также активизировалась. В сентябре этого года в Киеве открылся четвертый объект ритейла – после четырех лет простоя.

Помимо прочего, уже официально объявлено, что холдинг намерен вывести в Украину сеть супермаркетов одежды для спорта и туризма Decathlon. В Киеве уже даже прошла презентация продукции бренда. Иначе говоря, «наступление по всем фронтам».

АШАН у дома

Гораздо интересней – какие последствия это повлечет для украинского рынка продуктового ритейла и каких изменений можно ждать.

Главное, в чем сходятся опрошенные RAU эксперты: основной мотив продажи акций Фуршета – возможность для АШАН развивать новые форматы и открывать магазины небольшой площади. «Да, этот сценарий вполне имеет место на жизнь, — считает Игорь Гугля, управляющий партнер консалтинговой компании GT Partners. —  Этому способствуют целый ряд информационных поводов: Auchan Group начал открывать магазины небольшой площади за пределами Франции. Потом появилась информация, что аналогичный проект будет реализован в Польше». Исходя из этой логики, почему французы не станут развивать такой же формат и в Украине?

По мнению эксперта, учитывая тот факт, что рынок «магазинов у дома» в Украине переживает определенный бум и до его насыщения еще довольно далеко (плюс у АШАН за границей уже есть опыт развития этой концепции) — можно сделать вывод, что у французов хорошие шансы на успех.

Как ранее говорил RAU основатель и СЕО компании IDNT Николай Чумак, решение АШАН Украина открывать магазины небольшого формата — логичный этап развития компании. «Как правило, системные ритейлеры сначала развивают крупные форматы, закрепляясь на рынке. Хотя гипермаркеты и требуют больших начальных инвестиций, однако работают наиболее эффективно. К тому же, это легче с точки зрения логистики и менеджмента – управлять 10 большими объектами гораздо проще, чем 500 маленькими магазинами. Потом, когда налажены все логистические схемы, выстроены отношения с поставщиками, а потребитель знаком с компанией – намного легче строить сеть магазинов меньшего формата», — полагает эксперт.

По его мнению, магазины АШАН формата у дома будут развиваться под зонтичным брендом. Таким образом, в компании смогут избежать потенциального недовольства клиентов, которые будут ожидать в небольших магазинах тот же ассортимент и те же цены, что и в гипермаркетах.

Представитель крупного продуктового ритейлера тогда же добавил, что если перед украинской компанией будет стоять задача настолько активной экспансии и при наличии проблем с поиском подходящих помещений для аренды, не исключено, что АШАН будет рассматривать варианты поглощения менее удачливых конкурентов или строительства собственных магазинов.

Вместе с тем, Игорь Гугля предупреждает, что на 100% утверждать, что выход АШАН в концепт «магазинов у дома» непосредственно связан с продажей акций Фуршет – преждевременно.

В любом случае, и так нескучный год для украинского ритейла, работающего в сегменте FMCG, обещает стать еще интересней.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или