All Retail
Опубликовано

Как изменится в 2018 году состав украинских сладостей

В Украине начали действовать европейские требования к производству шоколада. Но пока не похоже, что безопасных шоколадных продуктов в магазинах станет больше - пишет Фокус

В 2018 году в силу вступил приказ Министерства аграрной политики и продовольствия №157 об имплементации европейских требований к продуктам из какао и шоколада.

Среди основных требований: в тёмном шоколаде должно быть не менее 35% какао-продукта, в молочном — не более 25% и не менее 14% молочных продуктов. Шоколада в шоколадной конфете должно быть не менее четверти. Под запретом теперь ароматизаторы, имитирующие запах шоколада и молока. Если продукт не будет соответствовать этим требованиям, называть его можно будет "глазированная конфета" или "сладкий батончик".

В Европу с опережением

Для производителей шоколада в Украине европейские требования к продукту новостью не стали.

"Сегодня мы активно экспортируем свой шоколад в другие страны. Украинские производители шоколада и изделий из него начали переориентироваться на новые рынки сбыта, работая по европейским стандартам", — говорит заместитель министра аграрной политики и продовольствия по вопросам европейской интеграции Ольга Трофимцева. Поэтому фактическая дата вступления приказа Минагро в силу, скорее всего, не приведёт к значительным изменениям в объёмах производства или экспорта данной продукции.

Подтверждают это и представители кондитерской отрасли. Крупные производители, экспортирующие шоколад в ЕС, производят его в соответствии с обозначенными нормами.

"Все компании, которые имеют интересы в Европе, давно перевели свою продукцию на этот стандарт. Такие требования отрасли определили ещё при Яценюке. Непосредственно для нас ничего не изменилось, продукция отвечает этим требованиям уже третий год", — комментирует ситуацию директор по развитию СНГ "Малби-фудс" Игорь Малиновский. По его словам, и на экспорт, и на внутренний рынок компания производит продукцию одинакового качества.

"Вся эта история имеет отношение к экспорту украинских конфет в Европу и другие страны мира. Все большие корпорации имеют определённые продукты для разных стран", — уточняет президент Ассоциации диетологов Украины Олег Швец.

Для производителей шоколада в Украине европейские требования к продукту новостью не стали

На внутреннем рынке крафтового шоколада также не ожидается каких-либо существенных изменений. Об этом Фокусу рассказали представители "Львiвскої майстернi шоколаду". Компания получает сырьё от европейских производителей и использует в своих изделиях натуральные составляющие, рецептуры адаптируются к европейским требованиям. Это позволит "майстерне" оставить и название, и состав своей продукции неизменными. "Частичные изменения будут внесены только в маркировку упаковки шоколадных изделий, чтобы формально соответствовать новым требованиям действующего законодательства", — пояснили в компании.

На наш вкус и кошелёк

В Министерстве аграрной политики и продовольствия надеются, что европейские требования к качеству продукции всё же позволят увеличить объёмы внутреннего производства сладостей и их разнообразие. Вопрос в том, нужно ли это украинцам.

"Если посмотреть на рацион наших соотечественников, по всем нормам примерно на 20% сахаросодержащих продуктов больше, чем у всех наших соседей, как с Запада, так и с Востока. Мы сладкоежки", — говорит директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Другой вопрос, что увеличение количества качественных какао-продуктов и натуральных добавок повысит цену шоколада. "Изменение цен спровоцирует незначительное сокращение потребления и последующую адаптацию спроса к новым ценам", — отмечает аналитик компании Pro-Consulting Роман Палий.

По его словам, новые требования к шоколаду приведут в первую очередь к сокращению объёмов производства "шоколадной продукции". "Смысл и эффект её производства состоял в том, чтобы при минимальных материальных затратах получить дешёвый продукт, напоминающий классические батончики или плитку, но в составе которой явно выражено огромное содержание пальмовых масел и консервантов", — поясняет эксперт. Тут поднапрячься придётся в первую очередь небольшим и средним компаниям. Наиболее болезненно отреагируют региональные производители, продукция которых ориентирована на внутреннее потребление.

Менее оптимистичен насчёт адаптации потребителей к более высоким ценам Алексей Дорошенко. "Украинцы будут покупать так называемый "шоколадный продукт". Поскольку не все смогут позволить себе качественный продукт, да и не все захотят есть то, что теперь называется шоколадом", — считает он.

Конфета с эффектом сигареты

Диетологи обращают внимание потребителей на то, что сегодня и качественная дорогая продукция небезопасна для здоровья. По большей мере в конфетах даже из дорогого сегмента может содержаться до 20% трансжиров.

Новые требования к шоколаду приведут в первую очередь к сокращению объёмов производства "шоколадной продукции"

"Если конфеты с начинкой, то в большинстве случаев там есть трансжир, даже если содержание какао-продуктов 26–37%", — уверен Олег Швец. Предпосылок к тому, что количество вредных жиров в шоколадной продукции уменьшиться, сегодня нет. Законопроект об обязательном ограничении трансжиров в продукции до 2%, который предлагала Ассоциация диетологов Украины в прошлом году, прошёл лишь общественные слушания и застопорился.

Правда, есть шансы, что украинцы смогут узнать о наличии вредных жиров при первом взгляде на упаковку, не вычитывая мелкий шрифт и не пытаясь вспомнить курс химии, чтобы понять, что под этим названием скрывается трансжир.

В Минагро говорят, что по новым стандартам в продуктах, которые будут называться шоколадными, разрешается содержание до 5% (в пересчёте на сухое вещество) шести видов растительных масел — иллипе, ши, сел, пальмового, кокосового, манго.

"Информация о составе продукта должна быть размещена рядом с названием, в одном поле зрения с перечнем ингредиентов, и чётко отделена, чтобы потребитель мог сразу её увидеть. Также эту информацию следует выделять жирным шрифтом и заглавными буквами", — говорит Ольга Трофимцева.

В Госпродпотребслужбе информируют, что готовы вести проверки соблюдения требований к шоколадной продукции, как и прежде — по предварительному плану за исключением внеплановых проверок по требованию. Если найдут несоответствия, предприятие оштрафуют и отзовут из продажи бракованную продукцию.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или