All Retail
Опубликовано

Как локальные торговые сети конкурируют с лидерами украинского ритейла

За счет чего локальные игроки на равных конкурируют с лидерами и что будет формировать украинский рынок продуктового ритейла в будущем?

Инфляция уже не первый год является «двигателем» украинской торговли, пишет RAU со ссылкой на издание Бизнес. По предварительным оценкам компании GT Partners Ukraine, объемы продаж украинских продуктовых сетей в 2017 году увеличились как минимум на 15% и превысили 250 млрд грн.

Согласно исследованию компании GfK, в прошлом году расходы на потребительскую корзину (включает более 80 товарных категорий: продукты питания, напитки, моющие средства, бытовая химия, предметы личной гигиены) выросли на 19% по сравнению с показателями 2016 года. При этом, как отметила Марина Забарило, руководитель потребительской панели домохозяйств компании GfK, этот рост обусловлен подорожанием приобретенного. Тогда как реальное (количественное) потребление практически не изменилось — увеличилось лишь на 0,1%.

Розничный состав

С учетом того, что некоторые компании уходят с рынка, другие приходят, общее количество игроков продуктового ритейла в последние годы кардинально не меняется. В прошлом году в стране появились такие сети, как Купава маркет (четыре магазина) в Тернополе и Щедрий маркет (четыре магазина) в Луцке. Кроме того, инвестиционная группа VolWestGroup (сеть Наш Край) начала развивать в Украине сеть SPAR. В 2017 году было запланировано открытие 15 магазинов, а в ближайшие три года — 50 торговых точек. Новички на рынке появляются и в этом году. В частности, СМИ сообщали, что ресторанная компания L’Kafa Group в марте открывает в Киеве свой первый магазин у дома Базар Экспресс. Рестораторы планируют за два-три года создать сеть из 30-40 точек.

Заметной тенденцией 2017 стало активное развитие локальных торговых сетей, охватывающих один экономико-географический регион. По словам Игоря Гугли, директора консалтинговой компании GT Partners Ukraine, в прошлом году в сегменте мини-маркетов наиболее активно росли такие сети как Точка (47 магазинов) в Одессе, Файно Маркет (63 магазина) в Кропивницком, а также киевская сеть ЛотОК. Например, Файно Маркет, по данным компании, в 2017 году открыл 18 новых магазинов. А сеть ЛотОК, которая насчитывает 87 торговых точек, только в прошлом году открыла 22 новых магазина у дома.

Активность локальных игроков обусловлена сосредоточенностью в регионах, которые им хорошо знакомы и понятны. А также их развитием преимущественно в востребованном сейчас формате «магазин у дома».

Для таких магазинов проще найти подходящие помещения. Кроме того, как отметила Анастасия Вишняк-Кулагина, исполнительный директор сети продуктовых супермаркетов DIGMA (Харьков, 32 магазина), в основе формата магазина у дома уже «заложена» высокая степень лояльности потребителей за счет локации.

Еще одна возможная причина активности региональных игроков кроется в статистике лидеров рынка, которые несколько сбавили темпы развития. В частности, группа компаний Fozzy Group в прошлом году сфокусировалась на развитии сети Фора в пределах столичного региона. Как отметил Игорь Гугля, компания также стала больше внимания уделять своему дискаунтеру Thrash!, открывая эти магазины на месте наименее рентабельных Сільпо и давая, таким образом, второй шанс торговой локации. Несколько снизил темпы развития лидер отечественного рынка ритейла — корпорация АТБ. Если 2016 году компания открыла 111 магазинов, то в 2017-м — 78.

Также напомним, что в настоящее время компания нацелена на завоевание западного региона страны и расширение логистической инфраструктуры сети. Так, в конце 2016 она приобрела несколько магазинов Барвинок, а в прошлом году выкупила часть активов сети Колибрис. В этом году, по словам гендиректора сети Бориса Маркова, корпорация АТБ планирует открыть более 100 новых магазинов, преимущественно в западном регионе, Одесской области и Киеве.

Элементы консолидации

Учитывая планы развития крупных игроков, а также тенденции в торговле, крупные сети постепенно будут поглощать мелкие и наращивать свою рыночную долю. «Пока отдельные локальные сети развиваются, потому что не нашли свою нишу, — считает Алексей Дорошенко, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей. — Они генерируют убытки, торговая сеть окупается при наличии 50 магазинов и более. Поэтому мало кто из локальных игроков выдержит конкуренцию с крупными ритейлерами, и региональные сети в перспективе уйдут с рынка». По мнению эксперта, несмотря на нынешнюю разрозненность рынка, его консолидация неизбежна. «Украинский рынок продуктового ритейла пока сложно назвать высококонсолидированным. Крупные игроки преимущественно ведут борьбу за локации, а не за бизнес. Это связано с тем, что потенциальные претенденты на «поглощение» не имеют четкого позиционирования, а также с дефицитом соответствующих торговых площадей, — отметила Анастасия Вишняк-Кулагина. — Но консолидация рынка — это мировой растущий тренд, который позволяет игрокам нарастить долю, усилить позицию на рынке и предложить интересную цену за счет экономии на масштабе. И Украина — не исключение».

Примером укрупнения игроков стало приобретение летом прошлого года компанией Auchan девяти гипермаркетов Караван.

Благодаря этой операции международный ритейлер увеличил количество торговых точек в Украине до 20, их суммарная площадь составила 160 600 кв. м. Это позволило компании войти в новые для сети города — Харьков, Днепр, Житомир, Черновцы.

Следует отметить, что не все присутствующие на украинском рынке международные игроки динамично развиваются. Судя по всему, перспективным считают украинский рынок в компании Novus, ведь, как заметил Игорь Гугля, это чуть ли не единственный оператор, который в последние годы строит в стране большие магазины «с нуля».

Компания Billa, которая работает в Украине с 2000 года, наоборот, покинула некоторые регионы присутствия. Представители компании заявили о планах развиваться в столице.

Пока доля крупных компаний на украинском рынке продуктового ритейла невелика. Как отметил Игорь Гугля, если в европейских странах на первую тройку-пятерку игроков приходится почти половина рынка, то в Украине в 2016 году топ-10 ритейлеров удерживали 32% рынка. По данным эксперта, количество минимаркетов в Польше, например, в 15 раз выше, чем в Украине. Поэтому потенциал для развития в Украине как мелких, так и крупных ритейлеров, еще достаточно высок.

Форматы

Различные исследовательские компании по-своему структурируют розничные каналы продаж и форматы магазинов. Однако аналитики сходятся во мнении, что в последнее время активно развиваются магазины небольших площадей и легкой доступности.

По данным исследования компании GfK, если в 2016 году по темпам роста в Украине лидировали дискаунтеры и Cash&Carry, то в прошлом году — специализированные магазины, супермаркеты и магазины у дома. По словам Марины Забарило, специализированные магазины наращивали оборот за счет увеличения доли более дорогой продукции в ассортименте, что позволило привлечь новых покупателей, а гипермаркеты, наоборот, предлагая более дорогую продукцию, потеряли часть своих покупателей, но при этом оставшиеся посетители стали покупать в гипермаркетах чаще.

Также, по данным потребительской панели домохозяйств компании GfK, в прошлом году вдвое увеличилось количество интернет-покупок, хотя их доля в общей структуре реализации товаров повседневного спроса остается незначительной — 0,1%. «Интересно, что средние затраты на покупку в интернете уменьшились, а частота и размер покупки увеличились, что свидетельствует о том, что покупатели стали чаще покупать онлайн не только парфюмерию и дорогую косметику, как это было в прошлые годы, но и продукты питания», — заметила Марина Забарило.

Возможно, с учетом растущей популярности в стране магазинов у дома, некоторые ритейлеры, которые ранее не развивали этот формат, собираются его осваивать. В частности, компания Auchan, присутствующая в сегменте гипермаркетов, еще в начале прошлого года заявляла про планы открывать в Украине свои точки в формате магазинов у дома.

Согласно данным компании GT Partners Ukraine, в последние годы в Украине открывается больше минимаркетов (магазинов самообслуживания площадью до 200 кв. м). Как пояснил Игорь Гугля, этому способствует большое предложение вакантных помещений для магазинов такого формата. Тогда как найти помещение под супермаркет гораздо сложнее. Кроме того, у таких магазинов небольшой срок окупаемости (полтора-три года) и возврат инвестиций. И инвестиции поменьше — $20 000-30 000 на 100 кв. м.

Прогноз

В этом году эксперты не ожидают революционных изменений на украинском рынке продуктового ритейла. «Ситуация кардинально не изменится. Локальные операторы, как и раньше, будут развиваться в пределах своих регионов. Национальные будут развиваться органично путем открытия магазинов или искать возможность поглотить мелких», — отметил Игорь Гугля.

По мнению Алексея Дорошенко, в этом году рынки и дальше будут «забирать» все больше покупателей, что будет сказываться на доходах отдельных игроков. Кроме того, аналитики уверены, что в ближайшие год-два на украинский рынок вряд ли выйдут новые зарубежные игроки. «Иностранным игрокам неинтересен украинский рынок продуктового ритейла. Они смотрят на покупательную способность населения. И срок окупаемости проектов в 7-12 лет никого не вдохновляет», — отметил Алексей Дорошенко.

Рынок в цифрах

По оценкам компании GT Partners Ukraine, в Украине около 150 компаний, в состав которых входят торговые сети, если считать сетью количество магазинов от двух. В стране насчитывается семь национальных операторов — АТБ, Fozzy Group, VolWestGroup, ЭКО Маркет, Фуршет, Таврия-В и Retail Group (Велика кишеня, Велмарт, ВК Экспресс), если считать национальными компании, которые присутствуют в четырех из пяти экономико географических регионов Украины. Локальные ритейлеры, по данным GT Partners Ukraine, составляют 83% общего количества игроков. И, как уже упоминалось, ежегодно на рынок выходит два-три новых оператора.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или