All Retail
Опубликовано

Еда класса «премиум»: зачем Сільпо, Фора и АТБ открывают элитные продуктовые маркеты

Le Silpo, Favore, Gourmet House, АТБ и Фора в новом формате: FMCG-сети возобновили развитие премиальных магазинов. Почему появилась и надолго ли сохранится эта тенденция.

Открытие премиальных Le Silpo, Favore, Gourmet House, расширение ассортимента деликатесов и изысканных продуктов в Сільпо, АТБ, Таврия В и других сетях – случайность или закономерность? Появление на карте продуктовой розницы Украины новых элитных магазинов – устойчивая тенденция или кратковременный всплеск? Неужели кризис позади, и украинцы снова готовы платить тысячи гривень за деликатесы и импортный алкоголь? RAU разобралась в причинах активизации «элитной» продуктовой розницы и в перспективах данного сегмента.

Ненужный формат

Количество магазинов, специализирующихся на еде премиального сегмента, в Украине никогда не было особо большим. Торговые точки, сознательно делающие ставку на продукты питания сегмента «премиум» и «luxury» всегда можно было пересчитать на пальцах: Фуршет-Гурман, Le Silpo, Goodwine, ВК Select и еще два-три названия. Чуть больше делали ставку на сегмент «средний+», такие магазины как Космос (входит в орбиту группы Таврия В Бориса и Михаила Музалевых) или West Line. Но большинство предпочитало продавать сравнительно недорогие товары, оставляя для премиальных продуктов 1-2% ассортимента, или вообще работать в формате дискаунтеров без дорогой продукции.

Этому способствовали сначала кризис 2008-09 годов, подкосивший на корню развитие сети Фуршет-Гурман (на пике насчитывала 5 магазинов) и Le Silpo, а затем – и события 2013-14 годов. В условиях Революции Достоинства, а после — аннексии Крыма, вторжения российских войск на Донбасс, полномасштабной войны, экономических и политических потрясений – не было и речи об открытии новых премиальных супермаркетов.

Последний объект подобного формата был запланирован к открытию еще до начала трагических событий в Киеве зимой 2013/14 годов: Le Silpo начал работу в ТЦ Мандарин Плаза на месте другого премиального маркета Фуршет-Гурман. Но гораздо больше сетей пересматривали свой ассортимент в сторону удешевления или вообще уходили с рынка. Так, в 2015 году окончательно закрылась сеть элитных продуктовых магазинов «Маленький принц». Примерно в то же время стали продавать свои площади владельцы сети West Line. Окончательно они вышли из розничного бизнеса в 2016-м, закрыв свой последний супермаркет в Киеве на Оболони (сейчас на его месте работает Сільпо).

Новый расцвет

Но после длительного затишья, вызванного падением покупательской способности населения и экономическими проблемами, ритейлеры снова начали экспериментировать с форматами. В том числе, расширяя предложение премиальных продуктов, используя новейшие технические и световые решения, меняя концепции и внешний вид магазинов. Достаточно назвать лишь несколько компаний, решившихся на кардинальные изменения формата: Фора, Фуршет, Брусничка, ЭКО маркет, АТБ, Таврия В и другие. Но обновление и установка нового оборудования – процесс необходимый и ожидаемый. Гораздо интересней другое – сети снова начали открывать премиальные супермаркеты.

Примеров не так, чтобы очень много, но они есть. После пятилетнего перерыва Fozzy Group открыла Le Silpo в Одессе и обновила маркет бренда в Днепре. Кроме того, под Киевом ритейлер открыл магазин премиальных продуктов Favore, формально относящейся к сети Фора, но по ассортименту, интерьеру и экстерьеру разительно отличающийся от нее. В сентябре прошлого года в Ocean Plaza начал работу Gourmet House, предлагающий элитные продукты и алкоголь. Расширяют свой ассортимент продуктов сети Goodwine, Wine Time, Wine House и другие, где теперь можно купить не только дорогой алкоголь, но и изысканную еду.

Но даже данные перемены не означают, что формат элитных продуктовых магазинов ждет бурный расцвет.

Что такое премиум

Кроме того, в Украине не сформировалось еще четкое понимание того, что представляет собой «премиальный продуктовый магазин». Основатель и СЕО компании IDNT Николай Чумак указывает, что в одном случае, это — особый магазин для целевой аудитории «средний +». В ассортимент включается большое количество дорогих продуктов, деликатесов, органических и фермерских продуктов, специальные тематические зоны, большой выбор дорогого алкоголя и т. п. Такие магазины могут иметь отличное от обычных супермаркетов зонирование, освещение, роль персонала. Сама локация будет особой.

«Таких магазинов в Украине очень мало ввиду отсутствия явно выраженного среднего класса, целевой аудитории, — говорит Николай. — Украинский опыт говорит о том, что такие форматы ушли с рынка, не смогли выжить». По его мнению, хорошим примером действительно премиального формата можно считать Goodwine. И на нем же можно оценить емкость этого сегмента.

Кроме того, даже сами ритейлеры, развивающие форматы магазинов с расширенным предложением дорогих продуктов, не считают свои маркеты «премиальными». «Открытие наших торговых точек в обновленном дизайне не является началом абсолютно нового формата магазинов, это лишь развитие действующей концепции дискаунтеров», — утверждает начальник отдела внешних коммуникаций корпорации АТБ Сергей Демченко. По его словам, новые супермаркеты АТБ — экспериментальная площадка, где внедрены современные решения в сфере розничной торговли, строительства и энергосбережения, расширена площадь, увеличена выкладка товаров, создан больший комфорт для покупателей. При этом цены в обновленных и старых магазинах —  абсолютно идентичны.

В то же время, Сергей добавляет, что в магазинах обновленного дизайна расширен ассортимент товаров среднего ценового сегмента и введены отдельные товары премиум-сегмента (вина, сыры и другие), которые в настоящее время составляют незначительную часть ассортимента (менее 1%). «За период декабрь 2017 — май 2018 наблюдается рост доли продаж премиум сегмента в натуральном и денежном эквиваленте в 1,5 и 1,4 раза соответственно. Такой рост доли продаж премиум-сегмента существенно не влияет на товарооборот торговой сети», — уточняет Демченко.

Директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля полагает, что рынок премиум-маркетов еще далек от восстановления. К тому же, другие операторы, которые ранее также «засветились» в развитии деликатес-маркетов (Таврия В/Космос, Копейка/Santim, Фуршет-Гурман) – в последние годы не открыли ни одного такого маркета. «Все упомянутые открытия мы интерпретируем как точечные, а в случае с Favore — еще и как экспериментальные, — подчеркивает он. — Основная аудитория премиум-маркетов — люди с ежемесячным доходом от нескольких тысяч долларов и выше, а эта аудитория в нашей стране вряд ли растет».

Его точку зрения подтверждают и локации, где открываются элитные магазины. Генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко указывает, что такие форматы работают либо в городах с высоким уровнем дохода населения (Le Silpo в Киеве, Одессе, Днепре), либо по дороге к местам проживания очень обеспеченных людей в пригородах (Favore и другие). «Вряд ли данный контингент можно считать среднестатистическим портретом украинского покупателя», — иронизирует Дорошенко.

Премиальный опыт

Директор по работе с розничными сетями Nielsen Ukraine Юрий Лищук полагает, что большинство открытых и обновленных магазинов предлагают не столько премиальные товары, сколько новое качество потребительского опыта. «То есть сети внимательней относятся к клиенту, персонализируют опыт, предлагают нужные потребителям продукты конкретных производителей. Не нужно терять время на поиск товаров, есть магазины, где продукты уже отобраны и предлагаются в комфортном, светлом, просторном зале с компетентным и профессиональным персоналом», — считает эксперт.

Юрий полагает, что эта тенденция будет продолжаться: ритейлеры, которые не будут уделять много внимания потребительскому опыту, останутся в проигрыше. «Безусловно Сільпо, АТБ с новым форматом, Favore, Goodwine задают определенные тренды. Завтра потребитель уже не поймет, почему он должен совершать покупки в другой атмосфере. Это классно, потому что они ведут нас к новому рынку», — говорит он.

Николай Чумак из IDNT также уверяет, что сейчас одним из главных признаков «премиальности» магазина является не ассортимент, а отношение к покупателям. Причем само понятие «премиальности» для различных категорий покупателей разное. «Например, в новом формате АТБ формируется премиальный опыт для покупателей АТБ. Клиенты в Сільпо другие, и ритейлер дает им тот опыт, который будет ощущаться премиальным для них, — объясняет Николай. — Эти форматы улучшают опыт за счет дизайна и атмосферы, используя более дорогие материалы, освещение, оборудование, натуральное дерево, декоративные элементы, тематические зоны. Конечно, добавляется небольшой ассортимент более дорогого товара, больший выбор за счет большего размера магазина. Все это в комплексе улучшает клиентский опыт и длину чека. Но не делает магазин премиальным».

Дорогая еда

В большинстве случаев открытие магазинов с элитными продуктами напрямую связано с ростом благосостояния и реальных доходов потребителей. Украина и здесь ухитрилась пойти по своему особому пути: значительных экономических предпосылок для открытия магазинов премиум-формата пока нет. Доходы населения хоть и растут, но подавляющему большинству покупателей все еще не по карману продукты из Le Silpo и Favore.

«Как я уже говорил, открытие подобных магазинов в столице и пригороде вполне объяснимо: именно здесь живут самые обеспеченные потребители, — конкретизирует Алексей Дорошенко из Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей. – Во многом рост премиального потребления сейчас стимулирует госсектор, где в ряде министерств и ведомств смогли выплачивать хорошие зарплаты». Также, по его мнению, многие украинцы сейчас не видят перспектив и смысла откладывать деньги или инвестировать их в бизнес и недвижимость, поэтому гораздо менее скромны в тратах, чем раньше.

Юрий Лищук также считает, что появление премиум-маркетов не связано с увеличением потребительского дохода: это, скорее, грамотное стратегическое расслоение форматов и дистанцирование. «Во время кризиса мы видели, что 4-6% покупателей не обращают внимание на цены, и продолжают покупать привычные продукты. – говорит он. – Пострадали люди с доходом средний и ниже, а сейчас они перестали импульсно сокращать покупки, отошли от режима жесткой экономии». Но о росте платежеспособности говорить пока рано.

Схожие наблюдения сделали и в ведущей украинской продуктовой сети АТБ. «Покупатель стал более осмотрителен и экономен в выборе товара, при этом стремясь получить максимум качества по минимальной цене, — делится Сергей Демченко. — Позитивным сигналом является также тенденция некоторого роста товаров среднего ценового сегмента в общем товарообороте сети АТБ».

В свою очередь, Николай Чумак полагает, что магазины с «премиальным» опытом из всей массы «средний» и «средний-» потребителей привлекают самых платежеспособных. «Это естественно, ведь люди за те же деньги и покупая те же товары, что и раньше, получают более высокий уровень обслуживания и впечатления. Теперь покупатели даже в обычном супермаркете ожидают увидеть свежую выпечку, фрукты, фермерские продукты и молочку, цветы, крафтовое пиво, нарезку сыров и так далее», — поясняет эксперт.

Временный всплеск

Переход от премиального ассортимента к премиальному обслуживанию – одна из бесспорных тенденций последних лет в FMCG-секторе. Большинство сетей продуктовых магазинов обновляют свои магазины и используют уже более дорогие материалы, интересное зонирование, стремясь создать качественный потребительский опыт. «Этот опыт — поле для конкуренции в будущем. Когда качество локаций, ассортимент и цены выравниваются, остается конкурировать за счет потребительского опыта. Например, мы это можем наблюдать прямо сейчас в АЗС или магазинах электроники», — утверждает Николай Чумак.

Причем касается это продуктовых магазинов всех форматов, в том числе и дискаунтеров. «Понятие дискаунтеров меняется. Если раньше это был магазин, где закрывали глаза на атмосферу, персонал, чистоту, то теперь он становится магазином, где достойный персонал, хороший сервис и просто низкие цены, — говорит Юрий Лищук. — Просто меняется база, восприятие розницы. Меняется сам стандарт».

Но если уверенности в дальнейшем развитии продуктовой розницы по пути улучшения customer experience нет, то будущее премиальных маркетов пока под вопросом. Игорь Гугля из GT Partners Ukraine полагает, что о будущем премиум-маркетов в нашей стране говорить сложно ввиду того, что политическая и экономическая ситуация меняется постоянно. «Нет стабильности в экономике — нет и предпосылок для развития таких объектов по всей стране», — добавляет он.

Алексей Дорошенко также согласен, что пока что нельзя считать устойчивой тенденцию появления магазинов элитных продуктов – это может быть кратковременный всплеск, за которым снова последует долгое затишье. Косвенным доказательством может служить то, что Фора пока не собирается дальше развивать премиальные форматы магазинов.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или