All Retail
Опубликовано

В Беларуси рынки вытесняются розничными сетями

Крупные розничные сети укрепляют свои позиции в секторе розничной торговли в Беларуси, вытесняя индивидуальных предпринимателей с рынка, а важность ранее популярных рынков и базаров снижается. В начале мая «Евроторг» - владелец крупнейших торговых сетей в Беларуси «Евроопт» и «Брусничка» - обратился к властям страны с просьбой увеличить 20-процентный лимит рыночной доли для ритейлеров, аргументируя, что этот сектор все еще растет. Объем товарооборота розничной торговли в Беларуси в I квартале 2018 года увеличился на 9,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Сектор розничной торговли в Беларуси, несмотря на сложную экономическую ситуацию, постепенно растет. Это касается как растущей динамики оборота, так и увеличение числа торговых точек. В I квартале этого года объем оборота розничной торговли увеличился на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 9,8 млрд. белорусских рублей (4,9 млрд. долларов США). В течение всего 2017 года его объем составил 39,16 млрд. белорусских рублей, или 19,5 млрд. долларов.

Закат базаров и рынков?

В 2017 году количество торговых точек розничной торговли в Беларуси увеличилось на 7,7%, то есть на 7613 (до 106 111 единиц), в том числе магазинов розничной торговли - на 6,9% (до 45353 единиц). Это различие показывает, что розничные продажи в Беларуси также осуществляются за пределами магазинов, в том числе на базарах, рынках или в других подобных местах. Однако подавляющее большинство торговых площадей, что вполне понятно, составляют складские поверхности. В то время как в 2017 году общая площадь торговых точек увеличилась на 6,3%, то есть на 365,1 тыс. кв. метров до 6,1 млн. кв. метров, общая торговая площадь магазинов розничной торговли увеличилась на 6,2%, то есть на 320,7 тыс. кв. метров и составила 5,5 млн. кв. метров.

В Беларуси также развиваются торговые центры, которые в 2017 году увеличились на 30 единиц (рост на 5,4%), и в настоящее время по всей стране их насчитывается 581, - информирует wnp.pl.

В то же время, доля индивидуальных предпринимателей, а также рынков и базаров в розничной торговле снижается. В 2017 году было закрыто 4 базара, и в настоящее время в Беларуси их насчитывается 390. С другой стороны, доля индивидуальных предпринимателей в товарообороте розничной торговли ежегодно снижается. В І квартале 2018 года она составляла 11,3%, тогда как в 2017 году - 12,1%, в 2016 году – 13%, а в 2014 году - около 19%.

Еще одной тенденцией, на которую стоит обратить внимание, является увеличение спроса на потребительские товары иностранного производства, чья доля в розничной торговле увеличилась с 54,2% в 2016 году до 55,8% в 2017 году. Объем импорта потребительских товаров только в феврале 2018 года составил 7,9 млрд. долларов, тогда как в феврале 2017 года он составлял 6,7 млрд. долларов.

Развитие розничных сетей

Крупнейшими торговыми сетями в Беларуси являются «Евроопт», в которой насчитывается 500 магазинов и «Остров чистоты» - 450 магазинов. Далее с точки зрения количества магазинов следуют «Ами Мебель» - 257, «Мила» - 320 и «Доброном» - 93.

Торговые сети открывают свои магазины в основном в столице страны Минске, где их почти в два раза больше, чем в любом другом регионе страны. Это объясняется очевидными причинами - наибольшее количество жителей проживает именно в Минске (2 млн., тогда как в других регионах - от 1 до 1,4 млн.), а их доходы являются самыми высокими в стране. Много магазинов также расположены в Минской области (в Беларуси Минск и Минская область представляют отдельные территориальные единицы), а также в Витебской области на северо-востоке страны. В свою очередь, наименее развиты сети розничной торговли в западных районах страны - в Гродно и Бресте. Это связано с близким соседством с Польшей, которая является очень популярным местом шопинга у белорусов (по данным польской налоговой администрации в 2017 году белорусы вывезли из Польши товаров на общую сумму 675 млн. злотых).

Крупнейшие ритейлеры Беларуси развивают сеть своих магазинов равномерно по всей стране. Более мелкие пытаются найти свои ниши: например, сеть «Рублевский» сосредоточила свою деятельность главным образом в Минске, а сеть «Доброном» работает в основном в небольших регионах за пределами столицы - в Могилевской, Витебской и Гродненской областях.

Наиболее динамично развивающимися в Беларуси являются принадлежащие компании «Евроторг» сети магазинов «Евроопт» и «Брусничка», владельцами которых являются двое белорусских бизнесменов Сергей Литвин и Владимир Василько. Оба работают на этом рынке с начала 90-х годов. В последнем финансовом отчете за 2017 год «Евроторг» может похвастаться ростом доходов на 8,1% в белорусских рублях (3,93 млрд. белорусских рублей) и на 11,3% в долларах США (2,04 млрд долларов) по сравнению с 2016 годом.

Благодаря открытию новых магазинов чистый доход от розничных продаж увеличился на 5,7%, достигнув 3,6 млрд. белорусских рублей, т.е. 1,86 млрд. долларов. В 2017 году валовая маржа компании также выросла с 23,3% в 2016 году до 26%. Компания объясняет это увеличение нахождением лучших условий для закупки товаров у поставщиков. «Евроторг» также сократил свои чистые финансовые расходы на 28,5% в 2017 году. В результате чистая прибыль в предыдущем году составила 102,5 млн. белорусских рублей (53,1 млн. долларов), тогда как в 2016 году компания зафиксировала убыток в размере 42,7 млн. рублей. В прошлом году компания успешно выпустила еврооблигации на сумму 350 млн. долларов, что значительно улучшило ее финансовый потенциал. В то же время, показатель EBITDA в соответствии с финансовым отчетом за 2017 год составил 371,7 млн. белорусских рублей, а рентабельность по EBITDA увеличилась до 9,5% (по сравнению с 7,1% в 2016 году).

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или