Натуральность и безопасность продуктов питания как тенденция рынка
В этом году в Кельне состоялась 8-я международная выставка Anuga FoodTec. Мероприятие объединяет ведущих производителей технологий и решений в пищевой индустрии. Эксперты, выступавшие на выставке, поделились актуальными данными о потребительских настроениях. Натуральность и безопасность продуктов питания является глобальным трендом.
«Черный список» потребителя
Согласно данным Mintel Nutrition, Health & Wellness Report от 2016 года, мир возвращается к более здоровому питанию. Nielsen Global Health& Ingredient-Sentiment Survey 2016 года утверждает, что 65% респондентов категорически не желают видеть антибиотики и гормоны в еде на своем столе. Список ингредиентов на упаковке проверяют 40% поляков, 40% итальянцев, 39% французов, 37% испанцев и 36% немцев. По данным международной агропромышленной корпорации ADM, процент потребительского доверия к безопасности еды и пищевой индустрии в целом распределился по странам таким образом: Испания – 60%, Великобритания – 53%, Германия – 48 %, Польша – 37 %, Франция – 30%, Италия – 27%. При этом проверяют список ингредиентов на упаковке 40% поляков, 40% итальянцев, 39% французов, 37% испанцев и 36% немцев. Данные получены в 2017 году посредством опроса 2000 интернет-пользователей старше 16 лет в каждой из стран.
Потребитель хочет быть уверенным в натуральности и безопасности приобретаемых продуктов, а также желает получить полную информацию об их качестве. При этом, по утверждению ресурса Forbes.com от февраля 2016 года, разные поколения потребителей готовы платить больше за здоровую еду. К «здоровым» респонденты относят «натуральные продукты питания, без ГМО, искусственных ароматизаторов, красителей».
Тенденции определяет потребительский спрос: в Европе плавно растет доля натуральных продуктов питания и напитков. Если в 2013 г. этот сегмент составлял 30,2%, в 2014 г. – 29,4%, в 2015 г. – 29,9%, то в 2016 г. – 30,3%, а в 2017 г. – 32,2%. При этом в европейских напитках и продуктах питания используются, в большинстве случаев, натуральные ароматизаторы и красители.
В ответ на эти ожидания в производстве продуктов питания развивается глобальный тренд – «чистая этикетка» (Clean Label). Продукт, соответствующий концепции «чистой этикетки», должен быть без добавок и консервантов, состоять из знакомых, доступных потребителю ингредиентов, содержать минимум компонентов в минимальной обработке. Важным для соответствия Clean Label является снижение сахара и калорийности. Пока не существует единого определения для Clean Label, кроме перечисленных критериев. Тем не менее, по данным Mintel GNPD от 2018 года, производители продуктов питания рассматривают приверженность принципам Clean Label как бизнес-тренд.
Также для потребителя важны условия, в которых производится продукт питания. Важно качество воды, стандарты производства, место расположения завода. В этом контексте понятие натуральности продукта тесно переплетается с его безопасностью. Разрабатываются инновационные цифровые решения для контроля безопасности – смарт-пакеты, сканирующие чипы на ремешке, смартфоны с датчиками контроля и прочие портативные устройства.
Ситуация в Украине
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, украинский потребитель предпочитает натуральные продукты питания. Компания Nielsen провела ряд исследований, выясняя важность натуральных ингредиентов для жителей Украины. Согласно опросам, 75% украинских покупателей проверяют состав на упаковках, а 73% готовы платить больше за натуральный продукт. В соответствии с рапортом Global Health and Ingredient-Sentiment 2016 года, каждый третий украинец следит за весом, сознательно выбирая продукты с меньшим содержанием сахара. Наиболее нежелательными в составе продуктов питания украинские потребители, как и европейские, назвали искусственные добавки и красители (80% и 79%), антибиотики и гормоны (80%), а также ГМО (74%).
В исследованиях Nielsen за 2018 год жители Украины по-прежнему называют заботу о здоровье одним из трех самых важных для себя вопросов, стараются следить за весом. Растет интерес к здоровым продуктам, особенно в категории детского питания.
Украинские потребители готовы платить больше, если есть гарантия, что в выбранном товаре отсутствуют искусственные ароматизаторы и красители, нет ГМО и гормонов, нет совсем или минимум сахара. Тенденция является общей для Украины и Европы.
Тенденция и полки магазинов
Продажа натуральных продуктов становится своеобразной «модной нишей» украинского ритейла. В супермаркетах становятся привычными отделы эко-продуктов. На отечественном рынке появляется все больше производителей, предлагающих натуральные продукты питания: не только молоко и мясо, но и сладости, напитки.
Крупные игроки рынка принимают европейские стандарты натуральности и безопасности продуктов питания на своих мощностях «по умолчанию». Натуральные ингредиенты являются производственным стандартом качества. Так, ГК «Новые Продукты» уже много лет назад взяла вектор на производство напитков и снеков, в состав которых входят натуральные ингредиенты. Линейка питательных батончиков EatMe™ – это полезный снек из ягод, сухофруктов и прочих натуральных продуктов по доступной цене. Снеки EatMe™ одобрены Ассоциацией диетологов Украины, их можно давать детям от 3-х лет. Яблочные сидры APPS™ – только натурального брожения, крафтовые пивные напитки – только природной ферментации и с добавлением натуральных соков. ГК «Новые Продукты» – флагман европейских практик и подходов.
Неотъемлемой частью производства является сертифицированная интегрированная система управления качеством и безопасностью продуктов питания, разработанная в соответствии с двумя международными стандартами – ISO 9001 и ISO 22000. Проверка качества напитков осуществляется на всех этапах производства в специальной аттестованной лаборатории. Завод расположен в экологически чистом регионе Украины – городе Жашкове. Здесь добывается артезианская вода наилучшего качества, которая используется заводом компании в производстве.