All Retail
Опубликовано

Тренды мирового e-commerce: как будущее становится реальностью

Директор департамента клиентского сервиса OLX Игорь Сыроватко в своей колонке для biz.liga.net рассуждает о будущих трендах на рынке электронной коммерции.

Через пару лет осуществление покупки в интернете будет занимать у нас не больше 1 минуты. Например, увидел на улице велосипед, сделал фото на смартфон, загрузил его в мобильное приложение торговой площадки, выбрал товар и оплатил его с помощью отпечатка пальца. Или во время приготовления ужина дал указания голосовому помощнику, он делает заказ недостающего ингредиента в одной из сетей продуктовых супермаркетов и к тебе оперативно вылетает дрон с нужным продуктом.

Мировая онлайн-коммерция давно вышла за рамки «покупки на веб-сайте» и сегодня – это целый комплекс взаимодействий c покупателями и партнерами. Для дальнейшего развития онлайн-бизнеса, компаниям необходимо внедрять инновационные стратегии и больше инвестировать в новые технологии, которые еще вчера казались нереальными, а сейчас становятся трендами. Некоторые из них имеют все шансы изменить рынок и вывести бизнес в сфере e-commerce на новый уровень.

1. Полная кастомизация

Технологии, связанные с искусственным интеллектом (Artificial intelligence – AI) и машинным обучением (Machine learning – ML) в онлайн-коммерции не просто тренд, а вектор развития на ближайшие годы. Уже сейчас крупные международные бизнесы, внедряющие и активно использующие AI и ML, знакомы со своим потребителем так, как продавец мороженого в небольшом районе со своим постоянным покупателем. Интеллектуальные технологии позволяют составить точный портрет вашего клиента, изучить его покупательские привычки и поведение в сети. Затем на основе полученных данных формируются закономерности, что позволяет создать наиболее «кликабельное» предложение.

2. Поиск по фото

Автоматический анализ изображения уже стал стандартной опцией в мобильных устройствах, так что проактивные потребители в ближайшее время смогут осуществлять покупки в интернете используя только фото. Поиск по изображению вскоре сможет даже частично заменить ручной ввод по словам. Pinterest, Google, Facebook уже используют похожие алгоритмы для определения объектов окружающего мира, лиц друзей. Но в рамках e-commerce на картинку необходимо смотреть глазами предпринимателя и делать акцент на предметах – потенциальных товарах. Например, как это уже делает eBay. Клиент онлайн-аукциона может сфотографировать желаемый предмет на смартфон и загрузить его в мобильное приложение. Сервис мгновенно предоставит перечень товаров аналогичных или максимально похожих на изображение.

3. Онлайн-примерка

Технологии дополненной реальности (Augmented Reality - AR) и виртуальной реальности (Virtual reality, VR) также будут активно развиваться в 2018 году. Компании уже усердно работают над функционалом, который позволит использовать мобильные устройства для визуализации товаров в реальном времени и месте. Такая опция сможет не только стимулировать увеличение заказов, но и поможет снизить возвраты. Отчет DigitalBridge показывает, что больше 70% потребителей будут более лояльными к брендам, которые используют  AR / VR в своей стратегии, чтобы облегчить и улучшить опыт покупок. Лучший пример реализации, на мой взгляд, это IKEA Place - приложение дополненной реальности, которое позволяет потребителям экспериментировать и «примерять» товары бренда к своему пространству. Предметы загружаются в 3D и соответствуют масштабам, поэтому покупатель еще до приобретения имеет представление, как мебель или аксессуар будет выглядеть у него дома.

4. Управление голосом

Голосовые помощники пережили огромный прогресс с точки зрения популярности и востребованности. Многие люди используют Alexa Amazon, Google Assistant, Apple Siri для выполнения множества задач. Среди них – осуществление покупок, платежи, проверка баланса. В 2018 году потребители будут больше и чаще говорить со своими устройствами. Как следствие, компании также должны будут изменить способы общения, провести голосовую оптимизацию сайтов и внедрять технологии обработки естественного языка (Natural Language Processing – NLP). Эти инновации помогут компаниям создавать интеллектуальных помощников, которые будут общаться с клиентом, консультировать и задавать наводящие вопросы для подбора лучших предложений. И все это - в формате живого общения.

5. Роль маркетплейсов

В будущем стоит ожидать, что мировой лидер в e-commerce, компания Amazon, продолжит свой стремительный рост. Как и его китайский конкурент, Alibaba, Amazon станет обязательным элементом бизнес-плана большинства онлайн-компаний. К концу 2017 года Amazon контролировал около 50% рынка e-commerce США, а Alibaba - 70% ритейл-рынка в Китае.

Если говорить об Украине, то на локальном рынке, согласно рейтингу популярных сайтов Kantar TNS CMeter за июль 2018 года,  в ТОП-10 онлайн-ресурсов входят 3 представителя e-commerce рынка, крупные маркетплейсы. Это лишь подтверждает тот факт, что покупка товаров в интернете уже неотъемлемая и важная часть повседневной жизни украинцев. В категории торговых онлайн-площадок OLX лидирует как самый крупный и популярный сервис, а в общем рейтинге занимает 4-е место, уступив Google, YouTube и Facebook.

6. Бизнес идет в мобайл

Согласно прогнозам исследовательской компании eMarketer, на глобальном рынке e-commerce к 2021 году доля мобайла составит 72,9%. Если говорить об актуальной ситуации на локальном рынке, то, по данным GfK в Украине, за первое полугодие 2018 года среди активных пользователей интернета 85% - пользователи смартфона. А среди тех, кто осуществлял покупки в онлайне, 50% искали информацию о товаре со смартфона и 43% в итоге сделали заказ с мобильного телефона.

На мировом рынке электронной коммерции, мобильные приложения OLX Group занимают топовые позиции в рейтинге 35 стран. Но в ближайшем будущем продвинутому пользователю одной адаптации сайта для смартфона и приложения будет недостаточно. Упрощенная технология оплаты с мобильного устройства с помощью функций распознавания лица или отпечатка пальца поможет в разы увеличить количество транзакций.

Сегодня мы уже можем наблюдать, как постепенно украинский бизнес внедряет инновационные технологии для активного развития в будущем. Но если сейчас этот функционал воспринимается пользователями как уникальное преимущество, то в дальнейшем технологии такого рода станут обязательным условием выживания и процветания для компаний.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или