Выиграет ли Украина от беспошлинной торговли с Евросоюзом
С 1 января 2019 года по соглашению с Конвенцией Пан Еевро Мед, украинские производители получили возможность беспошлинно ввозить в ЕС более расширенный перечень товаров. Поможет ли это украинской экономике?
В последние годы в Украине одним из новых показателей качества экономики стала трудовая миграция – и не только из-за более высоких заграничных ставок оплаты за труд.
И если гнет на внутреннего производителя стимулирует ещё и бизнес-миграцию, то за счет чего можно разогреть украинскую экономику? Об этом - в статье БизнесЦензора
Одним их таких позитивных механизмов зарекомендовали себя преференции во внешнеторговых взаимоотношениях между странами. Не зря в последний год для Украины активизировались предложения по взаимодействию как с Востоком (Китай), так и с Западом (ЕС).
Пан Евро Мед для Украины
С одной стороны - ЕС решил расширяться в торгово-экономическом направлении, не присоединяя к остальным своим выгодам новые страны. А именно – разработал стратегию Пан-Евро-Мед (ПЕМ), во многом нивелирующую таможенные пошлины для стран, подписавших ассоциацию с ЕС или не входящих в этот конгломерат.
ПЕМ предполагает заключение договоров о зонах свободной торговли между странами участницами. И если продукция производится национальным бизнесом из сырья стран участниц договора – то она ввозится на рынки ЕС без пошлин или по максимальным заниженным ставкам.
По уже существующему договору Зоны свободной Торговли (ЗСТ) с ЕС украинский производитель тоже может поставлять свою продукцию в ЕС без пошлин, при условии, что она производится из украинского сырья или сырья стран - членов ЕС.
Однако наблюдаем несколько не сбалансированный процесс, когда (например) для мебельных фабрик ЕС вывозится украинский лес, а производимая мебель и ламинат завозится в Украину.
К тому же, не секрет, что таможенные квоты для Украины в торговле с ЕС распространяются на более чем 30 товаров и часто исчерпываются почти в первые дни и месяцы каждого нового года. Даже если это сельхоз сырье и крупы, продукция из которых с таким же успехом ввозится к нам обратно как импорт. И часто беспошлинно.
Украина, конечно, по соглашению тоже имеет право на квоты для товаров из ЕС, но это всего лишь три вида – свинина, мясо птицы и сахар.
И даже если учесть что к 2026 году в торговле между Украиной и ЕС уже не будет никаких пошлин (кроме продуктов питания), то все равно путь к этой дате ещё длинный.
Теперь же, с 1 января 2019 по соглашению с ПЕМ, украинские производители получили возможность не только ввозить беспошлинно в ЕС более расширенный перечень товаров, но и увеличить занятость в самой стране.
Это может произойти именно по причине создания новых производств из сырья и комплектующих стран-участниц ПЕМ.
Что лежало в основе создания стратегии ПЕМ идеологами ЕС?
Некая взаимовыгодная заслонка от новых претендентов на членство или опосредованный запуск борьбы с безработицей? Потому что одно дело вывозить сырье из страны, и совсем другое - по сути, обязать страны ПЕМ запускать у себя новые производства товаров.
Скорее всего, сами страны ЕС заинтересованы в такой стратегии ПЕМ по снижению пошлин для ввозимых товаров. Так как очень часто европейские заказчики предоставляют для производства в Украине (и других ассоциируемых членов) сырье третьих стран, не имеющих никаких соглашений с ЕС. Это также могут быть фрукты, ткани, комлпектующие и т.п.
Явно, что среди причин - не только стремление к новым рынкам сбыта и усовершенствование глобальных цепочек добавленной стоимости.
В любом случае, в ЕС накопилась критическая масса проблем, оправдывающих стратегию ПЕМ.
Проблемы ЕС и конвенция ПЕМ как их решение
В первую очередь – это проблемы расширения ЕС. 27 стран членов усложняют принятие решений и не приводят к консенсусу по многим внутренним и внешним направлениям. Так как одним их основополагающим принципом ЕС – остается сохранение государственности и экономико-политических особенностей каждой страны.
А это является противодействием качественному росту ЕС.
Принятие новых членов, которые иногда кардинально противоположны по своим экономическим показателям - ставит под угрозу само понятие ЕС как союза.
Финансово экономический кризис 2008 года подкосил значимость евро, что сказалось на условиях кредитов для стран участниц и на качестве выплаты по этим кредитам.
А финансовые взаимоотношения внутри союза по схеме "кредитор-дебитор" создают не равноправные, а зависимые, спекулятивные методы общения на уровне шантажа как, например, выход из союза, не выдача кредита и т.п.
Отсутствие внешней угрозы заставляет страны члены направлять свои противодействия на основных лидеров ЕС – Францию и Германию.
В самой Германии, мягко говоря, не любят Меркель. По ситуации на конец года сами лидеры ЕС поддерживают концлера, но демонстративно холодно. Причина во внешней экономической политике Меркель, которая призывает страны ЕС затянуть пояса.
"Это как если бы Меркель пригласила на ужин 26 друзей, пообещав оплатить счет, а на утро пошла бы по номерам собирать с них проценты за участие. Потому Дания закрыла границы с Германией, а Макрон усилил практику депортации и законы о предоставлении убежища во Франции" - анализирует ситуацию сайт Cicero.
Но не факт, что дело в Меркель – скорее в раздражающем доминировании Германии над другими членами ЕС.
Да и в самой Франции социально-экономический протест желтых жилетов вышел за границы страны. Он объединил протестующих в ЕС, но не сподвиг руководства этих стран ЕС к консенсусу или хотя бы декларативной поддержке – оставив Францию наедине с проблемой.
В то же время, выносимые протестующими экономические требования расширяются на другие страны ЕС и аналогичны – так как отражают последствия нескольких общеевропеских экономических реформ, связанных с Парижским соглашением.
И, вместо единения и поддержки Франции, лидеры ЕС обвиняют Макрона в расширении "желтой чумы" на весь континент, подчеркивает Guardian.
"Европа - это больше, чем игра в монополию, а немецко-французское партнерство - это долгосрочный проект. – пишет издание Spigel. - Как отреагирует Берлин, если Макрон не победит и к 2022 году к власти придет союз ультраправых и крайне левых ненавистников ЕС, окружающих Марин Ле Пен и Жан-Люка Меланшона? Разве мы ничему не научились из итальянского кризиса"?
Так или иначе – лозунги желтых жилетов (и не только во Франции) декларируют претензии по низким зарплатам, высоким налогам и растущей безработице.
Что, в свою очередь, порождает ту самую трудовую миграцию внутри ЕС, с которой столкнулась и Украина. С той только разницей, что в отличие от украинцев, немцам и французам становится сложнее мигрировать в поисках лучшей жизни.
Конечно, это не значит, что экономические и социальные сложности нависли над ЕС буквально с момента протестов в Париже. Конвенция Пан Евро Мед – как альтернативный экономическим кризисам метод торговли, была принята ещё в 2012 году по инициативе того же ЕС.
Включала – страны ЕС и страны Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA), а также - Турцию, Албанию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию, Черногорию, Алжир, Египет, Израиль, Иорданию, Ливан, Марокко, Палестину, Сирию, Тунис, Фарерские острова и Молдову.
Региональная конвенция о пан-евро-средиземноморских преференциальных правилах происхождения была призвана обеспечить свободную торговлю между разными странами с целью выйти на новый уровень торговли в средиземноморском регионе.
Конвенция дает возможность ее странам-участникам использовать сырье друг друга, а не только национальное и уже исходя из этого, иметь преференции в торговле.
Основным её принципом есть диагональная кумуляция, которая позволяет использовать во время производства товара сырье из третьих стран, не являющихся сторонами ЗСТ, в рамках которой осуществляется торговля.
Цель – увеличить товарооборот между странами и экспорт по налоговым преференциям.
Однако практика применения этой стратегии определила ещё одну реализованную цель конвенции – создание рабочих мест в странах участниках.
Особенно это сработало в так называемых сырьевых странах, где были открыты сборки товаров многих брендов из комплектующих третьих стран. Ярким примером может быть Турция,собирающая у себя автомобили ведущих мировых марок.
Но не столь важно знать причину создания стратегии ПЕМ, сколько использовать возможность.
Украинские шансы
Как показывает практика, производители сырья (и украинские в том числе) предпочитают вывозить сырье и получать быстрые деньги, чем запускать в стране полный цикл.
Ярким примером тому может быть экспорт украинского зерна, чугуна и железной руды.
Экспорт сырья не требует дополнительных вложений, на которые обычно нет времени, ресурса и часто мотивации.
Зато такой ресурс и мотивация могут появиться у тех стран, которые будут заинтересованы открывать производства из своего сырья в других странах ПЕМ и, конечно, – на более выгодных условиях, чем у себя в стране.
Конкретно Украина уже получает более 50% импорта из стран членов ПЕМ в том числе, и была бы тоже заинтересована открывать производства из своего сырья в других странах, если бы оплата труда там не упиралась по этому пункту в неконкурентноспособность нашей страны на внешних рынках.
Дополнительным минусом, правда, есть и то, что квоты на ввоз украинских товаров в ЕС эти новые производства могут не перекрыть. Хотя бы в силу конкуренции. И не факт, что такие же квоты и по той же причине для других участников ПЕМ – не ограничат ввоз их товаров из нашего сырья в тот же ЕС. И даже если перекроют – то будут ли их в ЕС (где доверяют местным торговым маркам) покупать?
Разве что, как было сказано выше – это будут производства в Украине европейских и мировых брендов.
В любом случае, вступление в силу соглашения по ПЕМ может коренным образом изменить экономическую парадигму Украины – не только вывозить, а ввозить сырье для производства за счет заинтересованных иностранных инвесторов.
Остается один путь – создавать более выгодные условия для таких сырьевых иностранных инвесторов. Конечно, не без учета стоимости такого производства.
В этом случае наши невысокие зарплаты могут стать своеобразным плюсом, который трансформируется из качества оплаты в количество. В нашем случае – количество рабочих мест.
И тут важно, что в области торговли, для Украины свет клином на ЕС не сошелся. Есть страны, куда более выгодно поставлять как наше сырье, так и соответствующие произведенные у нас товары из сырья стран участников ПЕМ.
К тому же – торговать по производственным правилам ПЕМ беспошлинно можно и между странами ПЕМ, не входящих в ЕС.
Запущенный механизм международной кооперации в сфере производства может оставить интересы рынка ЕС далеко за пределами интересов стран ПЕМ и поменять приоритеты.
Если учесть многораундовые переговоры между той же Турцией и Украиной – то в контексте вступления Украины в ПЕМ – они пойдут быстрее и качественней.
Итого, может получиться двойная выгода – когда продукция, из-за обнуления таможенных пошлин в ЕС будет стоить дешевле и соответственно – станет конкурентной.
И второй плюс – опять же открытие таких производств из сырья или комплектующих третьих стран в Украине – создаст дополнительные рабочие места и возможности реанимации малого и среднего бизнеса. А значит – увеличит платежеспособный уровень населения.