Топ-10 аптечных сетей по количеству магазинов
Как развивалась украинская отрасль розничной торговли лекарствами и товарами для здоровья, как меняется доля крупных сетей и где больше всего аптек и аптечных пунктов.
Еженедельник Аптека представил свое ежегодное масштабное исследование, посвященное итогам работы ритейлеров фармацевтической сферы Украины. Аптечный ритейл – очень своеобразное и сложное направление, работа в котором крайне зарегулирована и сильно отличается от других сфер розничной торговли. Тем не менее, изучение этого рынка позволяет составить более цельное представление о ритейле Украины. RAU выбрала из исследования еженедельника Аптека самые важные и интересные факты.
Размер имеет значение
По данным издания на 1 января 2019 года, в Украине насчитывается 20 600 аптек и аптечных пунктов. Самым большим количеством торговых точек в формрознице управляет «Аптека-Магнолия» — более 600 объектов. Компании принадлежат бренды, знакомые большинству украинцев: АНЦ, она же Аптека НЦ или Аптека Низких Ц (бывшая Аптека низких цен, вынужденная поменять вывески после неудачного спора с Антимонопольным комитетом Украины), Аптека Копейка, социальный проект Аптека Благодія. За год лидирующие позиции сети только укрепились.
На втором месте по-прежнему Сириус-95, управляющая сетью «Аптека бажаємо здоров’я». Замыкает тройку лидеров Гамма-55 (ТМ «Аптека 9-1-1»), поднявшаяся на одну позицию. А вот ООО «Фармастор», развивающее бренд Аптека доброго дня, наоборот – на одну позицию опустилось. Также в топ-5 розничный фармацевтических торговцев вошла компания Соломия-Сервис: сеть аптек «Подорожник».
При этом доходность и прибыльность лидеров фармрынка отличается в разы. Данные за 2018 год компании еще не предоставили, но для понимания ситуации можно изучить выручки и финансовые результаты сетей за 2017-й. Самой доходной, что и неудивительно, остается Аптека низких цен – без малого 4,6 млрд грн выторга. У ближайшего конкурента – Аптека доброго дня – в три раза меньше, 1,87 млрд грн дохода. Третью позицию уверенно удерживает Аптека 9-1-1, а вот вторая по количеству торговых точек аптечная сеть страны «Бажаємо здоров’я» по итогам 2017-го года заняла лишь девятое место с выручкой 820 млн грн. Впрочем, данные за прошлый год могут подкорректировать положение ритейлеров в этом условном топ-10, но когда они станут доступные – пока сказать сложно.
Если же анализировать размеры работающих в Украине розничных фармкомпаний, то преобладающими все еще остаются локальные сети – то есть представленные только в одной области. По информации еженедельника Аптека, в стране на начало текущего года насчитывается около 5000 локальных аптечных сетей. Впрочем, специалисты издания отмечают, что постепенно увеличивается количество региональных сетей (работающих в двух, трех или четырех областях). Сейчас они составляют 31,7% всей аптечной розницы Украины – примерно 2300 брендов или компаний.
Настоящих гигантов немного. К числу мультирегиональных (охват более пяти областей) относится всего 28 сетей, а к числу национальных (более 15-ти областей, свыше 100 торговых точек) – и вовсе 7 брендов. Потенциал для консолидации и укрупнения есть.
И это подтверждается цифрами, которые приводит еженедельник. За последние 2 года доля топ-100 аптечных сетей по объему продаж в денежном выражении увеличилась на 8,4% — до 74,5%.
Где торгуют и на чем зарабатывают
Не менее любопытна информация по географическому распределению аптек и аптечных пунктов. В городах работает 15 100 торговых точек, в поселках городского типа – 2700, в селах – 2800. Среди областей обширнее всего фармрозница представлена в Днепропетровской области (1562 аптек и аптечных пунктов), Киеве (1561) и Одесском регионе (1431). Далее следуют еще три густонаселенные области – Харьковская (1335 точек), Львовская (1208 объектов) и Донецкая (1006). В остальных областях аптечный ритейл не дотянул и до показателя в 1000 торговых точек.
Львиную часть дохода розничным аптечным сетям приносят лекарственные средства – 83,3% оборота. Еще 7,3% обеспечивает продажа медицинских изделий, почти 5% — диетические добавки, а оставшиеся 4,5% — торговля сопутствующими категориями товаров, в том числе косметикой, детским питанием и так далее.
Как пишет еженедельник Аптека, в 2018 году средний выторг на одну торговую точку в месяц составил 364 200 грн. Треть объектов работает с выручкой до 100 000 грн в месяц, 41% — с выторгом до 500 000 грн, 16% — до 1 млн грн, и 12% торговых точек приносят своим владельцам более 1 млн грн дохода в месяц.
Подводя итоги работы фармацевтической розницы в 2018 году, и составляя прогнозы на 2019-й, журналисты портала Аптека отметили: «В последнее время общее количество торговых точек существенно не меняется, однако происходят структурные изменения. Количество аптечных учреждений, принадлежащих юридическим лицам, неуклонно увеличивается. Происходит укрупнение бизнеса, растет доля мегасетей. Также стоит отметить уменьшение доли коммунальных аптечных учреждений в общей структуре аптечного рынка».