Лучшие в мире: топ торговых сетей мира по обороту, количеству магазинов и перспективам
Какие мировые ритейлеры стали самыми доходными в 2018/19 финансовом году, кто управляет наибольшим количеством торговых точек, у кого наибольший выторг на один объект и кого аналитики считают самыми перспективными в ближайшие пять лет - в материале RAU.
Глобальная аналитическая компания Kantar в своем отчете Kantar’s 2019 Top 50 Global Retailers, составленном совместно с Институтом реального роста (Institute for Real Growth, IRG), спрогнозировала, кто выйдет победителем в борьбе за покупателей через пять лет, то есть в 2024 году. Однако простого сравнения ежегодных доходов уже недостаточно для того, чтобы делать стратегические выводы. Ритейлерам нужно переосмыслить, кто их прямые конкуренты и как выиграть гонку за современного «сложного покупателя». То есть найти новые пути для потребителей, диверсифицировать услуги для более быстрых и удобных покупок, подключаться через партнерские отношения к новым местам совершения покупок и переосмысливать свои собственные процессы и процедуры.
Самые доходные
Лидером рейтинга 2019 года остается американский гигант ритейла Walmart, который, как ожидается, будет расти быстрее, чем раньше, благодаря инвестициям в новые пути выхода на рынок, удачным приобретениям и реинвестированию прибыли в быстрорастущие области своего бизнеса. Так, в ближайшие пять лет его обороты, которые уже достигли $517,71 млрд, вырастут еще на 3% (или почти на $16 млрд) против скромного 1% роста в предыдущую пятилетку.
Однако эти темпы развития не идут ни в какое сравнение с другим гигантом американской и международной торговли — Amazon. Его обороты выросли за предыдущие пять лет на 22% и, согласно прогнозам, вырастут еще на 14% до 2024 года.
Самые перспективные
Пока в первой десятке ритейлеров по обороту только один ритейлер из Китая — JD.com. Но именно эта компания, как ожидается, будет наращивать обороты быстрее всех – на 17% за следующие пять лет.
Большой потенциал исследователи видят и у других ритейлеров из Поднебесной. Так, за 2019 год Alibaba подскочил с 33 места сразу на 25-е. Его темпы роста составили впечатляющие 44%. Правда, в будущем эксперты ожидают более скромных результатов – «всего» 14% — столько же, сколько и у Amazon.
Примечательно, что в первой десятке самых перспективных сетей мира половина компаний из Китая (включая A.S. Watson из Гонконга). И только три ритейлера из США. Наиболее стабильный рост показателей демонстрирует шведская IKEA.
Самые большие
Если сравнивать сети по количеству магазинов, то первые три места в топ-50 ритейлеров мира занимают японские компании Seven&I, FamilyMart UNY, Lawson. Во многом это обусловлено небольшим размером их торговых точек, что сказывается на общем обороте сетей, а также доходности в расчете на один магазин. Например, у Seven & I, управляющей 37 346 объектами, выручка на торговую точку составляет не более $2,5 млн в год. При этом только ее треть генерируется за пределами страны. А у двух других компаний из топ-3 по количеству объектов и того меньше – всего по 8%.
Заметно отличаются компании, начинавшие свой бизнес исключительно как онлайн-площадки, и лишь в последние годы начавшие активно строить сети «кирпичных» магазинов. Так, лучшим в 2019 году стал Amazon.com, чей выторг с одной точки составил $434,16 млн. У китайской Alibaba показатели вдвое хуже – «всего» $202 млн. Для сравнения: сеть Walmart с самым большим оборотом в мире по этому показателю всего на восьмом месте –$45,5 млн в год с каждого магазина.
География ритейла
Тем не менее, пока в первой десятке сетей с самыми прибыльными торговыми точками семь компаний из США. Американские ритейлеры доминируют и общем мировом рейтинге: в топ-50 входят сразу 17 сетей из США. Примерно одинаково в мире представлены крупные игроки французского, немецкого и китайского ритейла. Впрочем, если брать всю Европу, то ее компаний больше всего в международной торговле – 21 (если считать Россию).
Причем именно европейские, а не американские или китайские ритейлеры зарабатывают преимущественно за границей. В лидерах шведские H&M, IKEA и Ahold Delhaize из Нидерландов. Чья доля выручки за границей составляет львиную долю дохода. Для сравнения: тот же Walmart или Amazon.com зарабатывают за границей лишь пятую часть своих доходов.