Рост тарифов на электричество заставляет ритейл и производителей пищи поднимать цены: что они делают, чтобы это не почувствовали покупатели?
Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), повысила предельные цены для бизнеса. Они выросли на 50% для ночного периода, на 40% для дневного времени и на 80% для вечернего пика потребления. Как новые тарифы повлияют на ритейл и производителей
«Повышение цен на электроэнергию будет значительно уменьшать эффективность бизнеса, приближая нашу доходность к нулю», — говорит владелец компании-производителя замороженных полуфабрикатов «Три медведя» Дмитрий Ушмаев.
С 30 июня Нацкомиссия установила для бизнеса три уровня прайскепов для временных слотов в течение суток. Для вечернего пика (с 19:00 до 23:00) потребление электроэнергии предельная цена выросла на 80%, до 7200 грн/МВт·ч. Для ночного периода (с 00:00 до 07:00) — на 50%, до 3000 грн/МВт·ч, а для дневного времени (с 7:00 до 19:00) — до 5600 грн/МВт·ч.
В пиковые часы (с 18:00 до 23:00) Украине не хватает собственной электроэнергии, поэтому приходится ее импортировать, говорит аналитик ExPro Electricity Дарья Орлова. Чтобы импортировать было экономически целесообразно, украинские цены должны походить на европейские для стабильной и понятной работы с точки зрения трейдинга, добавляет она. «Если не импортировать электроэнергию вообще, то „Укрэнерго“ будет вынуждено привлечь аварийную помощь, которая стоит в разы дороже», — говорит Орлова.
Вечером и утром цены будут выше текущих, а днем, когда «работает» солнце, — ниже, считает старший аналитик Dragon Capital Денис Саква. Пока сложно сказать, где рынок сбалансируется, но это точно будет не 40–80% роста тарифов, добавляет он. Украина должна перейти на европейскую модель рынка, когда государство будет одновременно импортировать и экспортировать, в зависимости от времени суток, говорит Дарья Орлова из ExPro Electricity.
Повышение цен скажется негативно на производстве, но не критично, говорит глава наблюдательного совета компании «Молочный Альянс» Сергей Вовченко. Компания выпускает бренды «Яготинское», «Славия», «Пирятин» и другие. В структуре производственных издержек электроэнергия занимает до 3%. Из-за роста и, соответственно, увеличения цены на газ, горюче-смазочные материалы, сырье, мы будем вынуждены поднять цену на продукцию на 5%, говорит Вовченко.
"Три медведя" не собираются сразу после введения новых тарифов поднимать цену на продукцию, говорит ее владелец Дмитрий Ушмаев. "Двигать цены дальше уже некуда, — говорит он. — Во-первых, в некоторых случаях мы уже дороже, чем в соседней Польше, а во-вторых — наш покупатель существенно обеднел«.
Повышение граничных цен приведет к изменению закупочной цены у производителей, говорит генеральный директор сетей Spar и «Наш Край» Виктор Мольченко. Однако в его магазинах не планируется повышать торговую наценку.
В сети «КОЛО», которая насчитывает сотни магазинов, коммунальные платежи уже составляют третью по величине статью расходов после заработных выплат и арендной платы. «Цены на электроэнергию вырастут почти вдвое, и это существенно повлияет на наши затраты. Это повлияет и на потребителей», — говорит исполнительный директор сети «КОЛО» Марина Сергиенко. Среднестатистический магазин «КОЛО» в сутки потребляет около 4000 кВт.
Что делает бизнес для уменьшения затрат на электроэнергию
"Auchan Украина" начал экономить свет еще с 2015 года, после Парижского саммита по изменению климата. За это время ритейлеру удалось снизить уровень потребления электроэнергии на 30%, говорит руководитель внешних коммуникаций компании Елена Орлова. В среднем гипермаркеты Auchan потребляют 8000–10 000 кВт/сут.
Из-за новых тарифов в компании решили, в первую очередь, прикрутить свет в торговых залах, сократить использование систем вентиляции в часы, когда меньше клиентов. «43% наших затрат на электроэнергию — это поддержание требуемой температуры в холодильниках. Просто взять и „прикрутить“ мы не можем», — добавляет Орлова. В магазинах сетей Spar и «Наш Край» заменили системы освещения, а холодильники теперь покупают только новых технологических образцов, говорит Мольченко.
В «КОЛО» рассматривают проекты по установке солнечных панелей. «Это требует значительных инвестиций, и нам бы помогли программы поддержки правительства», — отмечает исполнительный директор сети Марина Сергиенко. В течение года ритейлер оптимизировал энергопотребление и снизил затраты на 22%.
"Мы заменяем холодильные машины и торговое оборудование на более энергоэффективные модели«, — говорит заместитель гендиректора «Эко-Маркет» Денис Погорелов. Это помогло сократить расход электроэнергии, добавляет он.