Иан Борден: «Качество нашего мороженого — наивысшее на рынке Украины»
Гендиректор "МакДональдз Украина" — об удельном весе украинского подразделения в глобальном бизнесе корпорации и об особенностях инвестклимата в Украине
В 2012 году исполнилось 15 лет, как на украинский рынок вышел один из лидеров мировой индустрии питания — корпорация McDonald's. С 1997 года кампания вложила в развитие бизнеса в Украине около $200 млн, открыла 71 ресторан в 21 городе и расширила штат до 7000 сотрудников. Генеральный директор "Макдональдз Украина" Иан Борден считает, что темпы развития компании на украинском рынке могли бы быть существенно выше, однако в целом доволен достигнутыми результатами, которые вывели украинский McDonald's на одно из лидирующих мест в глобальном рейтинге рынков корпорации.
Какое место занимает Украина в глобальном рейтинге рынков McDonald's в мире?
Безусловно, одно из ведущих. Украинский бизнес компании входит в топ-40 из 150 стран, где присутствует McDonald's. По количеству ресторанов Украина на 19-м месте среди 40 европейских стан.
А если посмотреть на наши обобщенные показатели, которые включают в себя качество продуктов и обслуживание, впечатления гостей от посещения ресторанов, то украинские McDonald's входят в 5% наилучших ресторанов компании в мире.
Но самая яркая характеристика "МакДональдз Украина" — это то, что украинские рестораны McDonald's одни из самых посещаемых в мире.
Насколько ежегодно в среднем увеличиваются объемы продаж компании в Украине?
Я не могу назвать конкретных цифр, поскольку компания не раскрывает эту информацию.
Прирост выражается двузначной цифрой?
Да, 2010-2011 гг по росту продаж и по приросту количества посетителей были самыми успешными годами за всю нашу историю. В 2012 году мы ожидаем также значительного прироста.
Какой была динамика в период кризиса 2008-2009 гг?
Даже на протяжении кризиса наши продажи росли. Был определенный прирост и в количестве посетителей. Кризис 2008 года был связан с падением курса национальной валюты, это привело к сокращению покупательной способности населения, и люди в принципе стали меньше есть вне дома.
Вторая проблема была в том, что многие составляющие наших продуктов мы покупаем за границей, расплачиваясь в иностранной валюте, и снижение курса привело к повышению себестоимости. С этим нужно было как-то справляться. Мы не могли переложить эти дополнительные затраты на плечи наших посетителей, так как их доход не вырос пропорционально падению национальной валюты.
То есть каждый год за эти 15 лет работы McDonald's в Украине был отмечен приростом бизнеса?
В объеме продаж — да. Что касается прибыльности, то в период девальвации валюты прибыльность не растет и может уменьшаться. Но это негативное влияние было краткосрочным, в то время как бизнес McDonald's больше направлен на долгосрочную перспективу. Мы не переживали чрезмерно в этот трудный период, поскольку знали, что в долгосрочной перспективе бизнес будет достаточно крепким.
В какой период за последние 15 лет компания развивалась в Украине наиболее активно? Когда компания открыла максимальное количество ресторанов?
Я думаю, это были первые годы нашей работы в Украине — 1997-1999 гг. В тот период мы открывали 15-16 ресторанов ежегодно. Когда мы выходили на рынок, видели потенциал развития и расширения бизнеса. Но, к сожалению, в 1999 году грянул валютный кризис, от которого Украина восстанавливалась достаточно медленно. Мы замедлили темпы развития нашего бизнеса, и к тем темпам роста, какие были в первые годы, так и не вернулись.
Я хочу сказать, и думаю, многие иностранные инвесторы меня поддержат, что мы не вкладываем в развитие бизнеса в Украине столько, сколько бы могли. Если бы инвестклимат был более благоприятным, инвестиции могли бы быть гораздо большими.
Какие основные причины того, что инвестклимат оценивается как неблагоприятный?
Во-первых, это коррупция, во-вторых — судебная система не защищает права инвесторов в достаточной степени. И наконец, что мешает развиваться конкретно нашей компании — земельное законодательство, которое не позволяет нам вести бизнес в области операций приобретения недвижимости так, как мы это делаем в большинстве стран.
Сколько McDonald's мог бы вложить в Украину, не будь тех факторов, о которых вы упомянули?
Рынок не насыщен. Украинские рестораны сети — одни из самых загруженных в мире, спрос на наши новые заведения налицо. Мы легко могли бы открыть 10-12 новых ресторанов ежегодно, в реальности же мы открываем в среднем три.
Сколько вложено на сегодняшний день в развитие сети в Украине? Каковы инвестиционные планы на ближайшие несколько лет?
За 15 лет было инвестировано 200 млн долларов. В этом году мы планируем вложить около 200 млн гривен.
У нас есть достаточно детальный план развития на ближайшие три года, и более общий — на ближайшие 10 лет. Наши планы будут зависеть и от того, как будет развиваться инвестклимат. Если он улучшится, это положительно скажется на объеме инвестиций, если останется без изменений — мы будем развиваться медленнее, чем нам бы хотелось.
То есть в худшем случае средние инвестиции компании останутся на текущем уровне — несколько сотен миллионов гривен в год?
В самом-самом худшем случае мы будем расти медленно. Но вкладывать мы продолжим — если не в открытие большого количества новых ресторанов, то в улучшение уже существующих.
"МакДональдз Украина" — полноценный участник рынка мороженого, что является беспрецедентным случаем для непрофильного игрока. Во сколько оценивается доля компании на этом рынке?
У нас нет специальных исследований по рынку мороженого. В 2011 году мы продали 18 млн порций разного мороженого — "Рожок", "Флури" и "Санди" ( около 2 500 000 кг). Это очень значительные цифры, и они действительно позволяют претендовать на определенную долю рынка.
Наши сильные позиции на этом рынке меня не удивляют, поскольку я лично считаю, что качество нашего мороженого — наивысшее на рынке Украины. И не только Украины: молочные десерты, произведенные нашим партнером, Белоцерковским молочным комбинатом, в 2010 году были признаны Европейским Центром Качества McDonald's лучшими по вкусовым характеристикам среди Европейских десертов McDonald's.
Если говорить о других поставщиках, то какие продукты/составляющие, которые сейчас импортируются в Украину для ресторанов сети, потенциально могут производиться на локальном рынке?
В работе с поставщиками есть два ключевых момента — качество (причем этот показатель всегда на первом месте) и цена. В какой бы стране мы ни работали, всегда ставим перед собой цель использовать как можно больше продуктов местного производства. Это значительно облегчает работу самой компании — закупка продуктов внутри страны облегчает процесс организации поставок, ускоряет его и позволяет избежать таможенных пошлин, всегда сопряженных с импортом.
В Украине сейчас у нас около 60% продукции обеспечивают местные поставщики. Что касается остальных 40% — это вопрос развития внутреннего рынка ритейла.
Уже традиционный пример, который, тем не менее, продолжает удивлять людей, это то, что мы импортируем картофель из Польши, несмотря на то, что Украина — сама крупный производитель картофеля и, казалось бы, ничто не мешает наладить здесь производство картофеля-фри. Но для того чтобы строительство завода по производству картофеля-фри было оправданным для нашего поставщика, минимальная емкость внутреннего рынка должна быть 100 тыс. тонн. Это минимум для налаживания эффективного производства.
Что же пока есть в Украине? Для McDonald's нужно около 5-7 тыс. тонн картофеля-фри. Рынок ритейла потребляет еще около 1,5 тыс. тонн. Поставщик не может прийти только ради нас, необходим достаточный уровень развития рынка ритейла. Но по мере развития рынка ритейла и увеличения его емкости шансы на такой проект увеличиваются.
Почему McDonald's не сотрудничает с украинскими компаниями, которые являются крупнейшими производителями мяса птицы в Восточной Европе? Что не устроило — цена или качество?
Конечно, мы обсуждали разные варианты сотрудничества с местными игроками, в частности с "Мироновским хлебопродуктом". Но партнерство предполагает, что компании нужно установить специальное оборудование для производства необходимых нам продуктов. Если поставщик будет делать эту линию только "под McDonald's", то в результате нам будет гораздо дороже покупать продукцию у него, чем привозить из-за границы.
А украинский потребитель не готов платить больше только ради того, чтобы мы покупали у локального поставщика. И нужно найти баланс между ценой, которую готовы платить потребители, и стремлением закупать продукты в Украине. То есть все опять же упирается в развитие рынка ритейла.
Как давно состоялись переговоры с МХП о партнерстве?
Я бы сказал, что это постоянный процесс, так как наши специалисты все время отслеживают ситуацию на рынке.