All Retail
Александр Красовицкий
Опубликовано

Глава издательства «Фолио»: "Долги сети магазинов «Буква» мы не рассчитываем вернуть"

Хозяйственный суд Киева возбудил дело о банкротстве сети книжных супермаркетов «Буква», инициатором которого выступила сама компания. Основатель издательства «Фолио» Александр Красовицкий рассказал "Форбсу", как на рынок повлияет банкротство книжного ритейлера.

– Что изменится для издателей после того, как стартовала процедура банкротства сети книжных супермаркетов «Буква»?

– Сейчас расставляются все точки над «i», и тот факт, что «Буквы» больше не существует, оформляется юридически. Но на самом деле компании нет уже более года. В судах было много исков от поставщиков «Буквы» – банкротство как раз и связано с тем, что судебные решения о взыскании долгов есть, а имущества, за счет которого можно было бы выполнить эти решения, нет. Поэтому само по себе банкротство «Буквы» на материальное положение участников рынка уже никак не повлияет.

– Сумма в 100 млн гривен, в которую оценивают задолженность «Буквы» в СМИ – не слишком ли она фантастична, учитывая масштабы украинского книжного рынка?

– Мы не знаем, из каких статей состоит сумма, которая подана в заявлении на банкротство. Не исключено, что там были и какие-то фиктивные, надутые долги. Конечно, мы не знаем, какие отношения у компании были с российскими поставщиками. Но точно понятно, что у нас нет такого объема книжного рынка в стране, чтобы сгенерировать сумму задолженности в 100 млн гривен. Я  уверен, что претензии всех украинских издателей точно находятся в зоне менее 5 млн гривен – это в сумме. Не больше.

– Сколько «Буква» осталась должна «Фолио»?

– Более 200 000 гривен. Они перестали платить где-то в первой половине 2012 года.

– Вы будете судиться?

– Не вижу смысла. У этого юрлица уже нет имущества. Мы считаем эту задолженность безнадежной, и думаю, такого мнения придерживаются многие участники рынка.

– Какая часть книг в Украине продается через организованную торговлю?

– Через организованный ритейл, включая профильную книжную розницу и сети продуктовых супермаркетов – 60-80 млн экземпляров в год, в том числе импортных. С учетом средней цены книги в 35-40 гривен получаем где-то 2,5-2,8 млрд гривен.

– А сколько всего книг продается в Украине, с учетом продаж на раскладках, книжных рынках?

– Раза в полтора больше. Удельный вес организованного ритейла растет, но на выручке это не сказывается. Просто сам рынок падает, и происходит перераспределение в пользу этого канала продаж.

– Снизятся ли объемы продаж через организованную розницу в связи с банкротством «Буквы»?

– Нет, основная часть площадей перешла другим книжным ритейлерам (по данным участников рынка, сеть «Буква» была куплена российской компанией «Эксмо», которая управляет сетями «Книжный супермаркет» и «Читай-город»).

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или