Гендиректор Данон Украина: мы решили не повышать цены в течение 6 месяцев
С начала года у одного из крупнейших украинских производителей молокопродукции Данон Украина новый генеральный директор. Им стал бывший глава польского отделения Danone Water Марек Войтина.
О том, как Данон борется за сохранение доли рынка, планирует ли выходить в ЕС, как работает в Крыму и Донбассе, о причинах закрытия киевского завода Галактон Марек Войтина рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ.
- Вы были готовы к управлению компанией в экстремальных условиях, сложившихся сейчас в Украине?
- Я, конечно, не ожидал такого развития событий. Я готовился к обычной работе в развивающейся стране, и не к тому сценарию, который наблюдается сейчас. Пришлось работать в условиях, с которыми раньше никогда не сталкивался, и принимать нестандартные решения. Но прежде чем что-либо решать, я потратил время на анализ ситуации в Украине: в чем причина событий января-февраля, что и почему происходит. Польша прошла через такие изменения не так давно, хотя сравнивать события в Польше 20 лет назад и трагедию на Майдане нельзя.
- Можете обозначить основные трудности, с которыми вам пришлось столкнуться в начале своей работы?
- Прежде всего, резкая девальвация гривни. Еще 3 марта премьер-министр Украины Арсений Яценюк на встрече с бизнесменами сказал: "Войны не будет. Будет девальвация". Падение курса гривни отразилось не только на нас, но и на других компаниях.
Во-первых, выросла цена импорта. Мы стараемся максимально производить продукцию в стране присутствия, но, к примеру, упаковку, этикетки, некоторые ингредиенты мы все равно импортируем. Оборудование у нас европейского производства, и оно буквально за ночь подорожало на 30%.
Во-вторых, девальвация повлияла на покупательную способность населения. Подорожал не только импорт, но и жизнь: выросла цена топлива, коммунальные расходы, телефонная связь. В итоге продажи всего молочного рынка рухнули на 25-30% за несколько недель, и, к сожалению, тенденция к падению сохраняется и сейчас.
Третий фактор, заметно отразившийся на работе нашей компании, - усложнившийся доступ на рынки Крыма и Донбасса. Конечно, все это негативно сказалось на нашей финансовой ситуации: по сравнению с прошлым годом она существенно ухудшилась.
- Как боретесь с последствиями этих факторов?
- Первое: делаем все, чтобы наши продукты оставались доступными для всех категорий потребителей. Несмотря на экономические сложности, приняли решение не повышать цены в течение полугода. По некоторым продуктам ежедневного спроса стараемся даже снизить цены.
- С помощью чего этого добиваетесь?
- Это целый комплекс мер. Во-первых, мы очень тщательно проанализировали наши операционные расходы и постарались использовать свои ресурсы максимально эффективно. Во-вторых, учитывая сложности, возникшие после девальвации гривни, мы обратились к поставщикам с просьбой о пересмотре условий контрактов. Мы объяснили, что если резко возросшие расходы просто переложить на плечи украинских потребителей, это приведет к дальнейшему сокращению продаж. Поэтому нужно идти на взаимные уступки, жертвовать собственной прибылью, чтобы удерживать покупателей.
В-третьих, мы значительно сократили расходы на коммуникацию и маркетинг. Также отказались от выпуска ряда продуктов с дорогими ингредиентами, поскольку они не отвечали нынешней политике компании. Пожертвовали частью прибыли - сейчас мы работаем с минимальной маржой.
Все сэкономленные средства мы "инвестировали в цену", чтобы удержать ее на прежнем уровне.
- Вы упомянули о сложностях работы с Крымом и в Донбассе. Продолжаете поставки на эти рынки?
- Продолжаем. Но это превратилось в сложный и дорогой процесс. Крым для нас - стратегический регион, ведь один из заводов Данон расположен в Херсоне, и он лучше всего ориентирован на крымский рынок. Сейчас стараемся выполнять все нормативные требования как украинских властей, так и крымской администрации, проходим проверки чиновников с российской стороны. С нашей точки зрения, обеспечивать Крым молокопродуктами проще и логичнее с материковой Украины. Поэтому надеемся на скорое разрешение ситуации, что даст нам возможность наладить стабильные поставки на полуостров.
Между Западом и Востоком
- ЕС в одностороннем порядке открыл границы для ряда украинских товаров. Готовы ли вы воспользоваться этой возможностью и наладить экспорт в Европу?
- С нормативной точки зрения молочная отрасль еще не готова экспортировать товар в ЕС. Мы сейчас в процессе получения сертификатов по безопасности и качеству продукции, чтобы полностью отвечать требованиям Евросоюза. Первым пройдет сертификацию завод в Херсоне, вслед за ним - завод в Кременчуге.
Кроме того, мы - часть международной группы, имеющей производственные мощности во многих странах. Поэтому все поставки в соседние страны - Болгарию, Венгрию, Польшу - всегда будут координироваться с местными подразделениями. Мы ориентированы не на конкуренцию с ними, а на сотрудничество. К примеру, на расширение ассортимента, на продажу продукции через отделы в других странах, а не на соперничество.
- Но возможность поставлять продукцию в Европу - это плюс для украинских производителей?
- Открытие европейского рынка для украинских товаров означает одновременное открытие украинского рынка для продуктов из ЕС. Это ощутимо повлияет на всю молочную отрасль Украины - как на производство молока, так и на его переработку. Европейская молочная индустрия очень развита и отличается высокой эффективностью и качеством. Они получают ощутимую государственную поддержку.
Чтобы украинские производители смогли успешно конкурировать с европейцами, нужно повысить эффективность работы, улучшить качество продукции. Иначе молокопродукты из ЕС смогут потеснить местные товары на внутреннем рынке. Нужно потратить много времени и сил, чтобы выйти на тот уровень производства, который уже сейчас есть в Европе.
- Есть возможности ускорить процедуру сертификации?
- Для этого нужна поддержка правительства Украины. Чем активнее официальные лица страны будут настаивать на упрощении и ускорении сертификатов, тем быстрее европейские инспекторы проведут все необходимые исследования.
- Россия уже несколько лет периодически провоцирует "торговые войны", запрещая импорт украинской продукции в РФ. На вашей компании отразились эти запреты?
- Мы никогда не экспортировали продукты в Россию в значительных объемах. Все поставки были связаны только с форс-мажорами, когда нашему подразделению в РФ требовалась помощь или поддержка. Так что эти запреты на нас практически не отразились, в отличие от многих других украинских производителей молокопродуктов, например, сыра.
- Но Россия сейчас считает Крым своей территорией, а вы продолжаете поставки на полуостров. Сложностей не возникает?
- Откровенно говоря, определенные трудности есть. Пока что мы успешно обслуживаем крымский рынок, удается достигать договоренностей с крымской администрацией. Сейчас ситуация такая, что введение жестких требований отложено до 1 июля. Что будет дальше - пока неясно. Надеемся, что нам дадут время и возможность приспособиться к новым требованиям и мы не потеряем крымский рынок.
- К середине следующего года Данон намерен закрыть киевский завод Галактон. В чем причина такого решения?
- Мы переносим производственные мощности из Киева в Херсон и Кременчуг. Завод Галактон неудачно расположен - в густонаселенном и застроенном районе. Поэтому даже в среднесрочной перспективе он не сможет обеспечить наши потребности.
- Не боитесь после закрытия завода потерять киевский рынок, ведь доставка продукции из Кременчуга увеличит его себестоимость?
- Не боимся. Конкурентность цены определяется не только расходами на доставку товара. Галактон - не самый эффективный завод Данон в Украине по себестоимости продукции. Эффективность завода Кремез в Кременчуге намного выше. И эта эффективность позволит перекрыть возросшие расходы на доставку.
- Как планируете использовать освободившуюся территорию - продадите?
- Пока я не готов с уверенностью сказать, что будет на этой территории. Есть несколько вариантов, но окончательного решения нет. Но как только примем решение, а это произойдет, скорее всего, до конца года, - обязательно об этом сообщим.