Гендиректор McDonald’s: "Пока мы не рассматриваем вопрос о франчайзинге в Украине"
Нынешний год принес массу неприятностей: аннексия Крыма, военные действия в Донбассе и резкая девальвация национальной валюты. Это не могло не сказаться на ресторанном бизнесе.
За девять месяцев 2014 г. только в Киеве закрылось около 100 заведений. Эта тенденция, по прогнозам операторов рынка, будет наблюдаться до конца года. Об антикризисных действиях и планах на следующий год «Капиталу» рассказал генеральный директор компании «МакДональдз Юкрейн Лтд» Гжегож Хмелярский.
— В нынешнем году на ресторанном рынке зафиксировали худшие результаты продаж за последние пять лет. Столкнулись ли вы с оттоком посетителей?
— Ситуация по стране неоднородная. С апреля закрыты три наших заведения в Крыму, а с конца мая — пять в Донбассе. Больше 40 дней не работал ресторан сети на Майдане Независимости. Точную сумму убытков назвать не могу, но речь идет о миллионах гривен. В остальных заведениях за девять месяцев посещаемость выросла в среднем на 3‑4 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Наиболее высокий прирост зафиксирован во Львове, где количество гостей с января по октябрь увеличилось практически на 10 %. С чем это связано — мы пока не поняли.
— Насколько выросла себестоимость блюд с начала года?
— Себестоимость блюд действительно повысилась, потому что около 50 % ингредиентов McDonald’s завозит из‑за границы. Например, полуфабрикат для картошки фри украинское подразделение сети импортирует из Польши. И себестоимость блюда выросла. Украинская продукция тоже подорожала, но не так существенно. В результате мы были вынуждены поднять цены на 13%. В рамках оптимизации структуры себестоимости планируем уменьшать долю импорта. К сожалению, это не так легко, потому что процедура проверки качества и заключения договоров занимает много времени. Думаю, в 2015 г. доля украинских продуктов вырастет на 10 п. п. и составит 60 % от общего объема закупок.
Активное развитие
— Насколько успешной является работа сети McCafe? Планируете ли вы развивать эту сеть отдельно от сети McDonald’s? Почему?
— Это очень интересный проект, который пришел в Европу из Австралии. Он успешно работает в Германии и Польше, также показывает хорошие результаты в Украине. Сейчас сеть McCafe в Украине насчитывает 14 заведений. Но развивать это непросто из‑за проблем с площадями: иногда сложно найти место для кафе в классическом ресторане McDonald’s. Иногда при ремоделинге ресторанов мы расширяем их площадь, но это тоже не всегда возможно. В некоторых странах McCafe развивается как отдельный проект, но в Украине мы решили сконцентрироваться на классических ресторанах.
— Какие планы по развитию на ближайшие два года? Сколько заведений планируется открыть, каковы объемы инвестиций?
— В этом году уже открыто два ресторана, один из них расположен в Борисполе, а другой — в Киеве. До конца текущего года еще два заведения McDonald’s появятся в столичных торговых центрах «Апрель» и Dream Town. В следующем году планируем увеличить темпы развития и открыть до шести ресторанов как в Киеве, так и в регионах. Сумма инвестиций в открытие каждого ресторана составляет в среднем 20 млн грн, а срок окупаемости — несколько лет. Но помимо открытия новых заведений, сеть вкладывает средства и в модернизацию существующих, потому что некоторые объекты работают на протяжении 16 лет и нуждаются в замене оборудования и обновлении интерьера и экстерьера, другие — в расширении площадей. Например, ресторан возле Одесского железнодорожного вокзала перестроен полностью: в его реконструкцию и открытие второго этажа вложили около 21,5 млн грн.
— Последние годы сеть открывает новые заведения преимущественно в торговых центрах. Почему?
— Наша сеть развивается там, где есть потенциальные посетители. Последние годы в Украине развивались торгово-развлекательные центры, они становятся популярными. Мы рассматриваем два варианта открытия заведения в торговом центре: фуд-корт и полноценный ресторан. Выбор формата зависит от характеристик объекта, его месторасположения и т. д.
— Какие регионы являются наиболее привлекательными для сети?
— В первую очередь для нас важен Киев — это крупный город, где сосредоточено большое количество платежеспособного населения, много бизнесменов и туристов. Привлекательными являются Одесса, Львов, Днепропетровск и Харьков. В каждом из этих городов работает от четырех до девяти ресторанов McDonald’s и сеть будет расширяться. Также привлекательными являются небольшие города с населением от 250 тыс. человек, где наших заведений пока нет. Замечу, украинские рестораны McDonald’s являются одними из самых успешных в мире. Например, по итогам прошлого года 10 заведений вошли в топ-100 самых популярных ресторанов McDonald’s в мире. Сегодня во всех странах функционирует около 35 тыс. заведений. Наилучшие результаты украинской сети демонстрирует McDonald’s, расположенный возле столичного вокзала. В 2013 г. в этом ресторане было принято 2,55 млн заказов.
— Одна из главных проблем, с которыми столкнулись рестораторы, — это резкий рост арендной платы из‑за девальвации гривни. Как компания решает эту проблему?
— Заключаем договоры аренды помещений не менее чем на 20 лет. В каждом соглашении указана арендная ставка и процент от оборота. Это выгодно собственникам недвижимости, поскольку по мере роста продаж их доходы возрастают.
Конкурентный рынок
— С конца прошлого года в Киеве бургер-бары стали открываться один за другим. Оправданно ли это, ведь в таких заведениях один бургер стоит около 100 грн?
— Популярность бургеров растет во всем мире. Сейчас подобные рестораны, помимо Украины, открываются в Польше, Германии, Великобритании и др. Такие сети, как правило, не становятся большими. В Украине тоже есть определенная категория потребителей, которые готовы купить бургер за 100 грн, но для большинства жителей страны цена имеет значение. И в McDonald’s они могут найти блюда по карману.
— Почему такие сети не становятся большими?
— На мой взгляд, это связано с двумя факторами. Первый из них — ограниченная аудитория. Например, в центре Киева бургер-бар может быть популярным. Но будет ли он востребован на окраине или в небольшом районном центре из‑за высоких цен на блюда? Мне кажется, скорее нет. Второй фактор — это эффективный контроль качества продукции и обслуживания. При быстром развитии, например, с одной до десяти точек, собственник или генеральный директор не может каждый день ездить по всем ресторанам.
— В Украину вышел основной конкурент McDonald’s в мире — сеть KFC. Чувствуете ли конкуренцию?
— KFC — это сильная и уважаемая сеть. Сейчас количество ресторанов KFC не сравнимо с нашим, поэтому об ощутимой конкуренции говорить пока рано.
— Рассматриваете ли возможность продажи франчайзинга в Украине?
— Исторически так сложилось, что все рестораны, работающие в Украине, являются собственностью компании. В других странах ситуация отличается. Например, в Польше McDonald’s с самого начала развивался по франчайзингу и сейчас более 60% заведений в этой стране управляет наш партнер. По условиям соглашения, здания всегда являются собственностью компании, а партнер — владельцем оборудования, мебели и права на использование товарного знака. Пока такой модели в Украине нет, и на этом этапе на ближайшее будущее мы ее не рассматриваем.