Гендиректор Nestle в Украине и Молдове: Сейчас мы более ориентированы на развитие экспорта в ЕС
Новый директор компании Nestle в Украине и Молдове Ансгар Борнеманн рассказал, с какими сложностями сталкивается на новой должности.
Ансгар Борнеманн возглавил Nestle в Украине и Молдове в апреле текущего года. Всего работает в компании с 2003 года. В последние два года возглавлял Nestle в странах Адриатики (Хорватия, Сербия, Словения, Босния и Герцеговина, Черногория, Македония и др.) - пишет Дело.
Какими были Ваши первые мысли, когда вы получили приглашение присоединиться к украинской команде Nestle? Или это было скорее назначение?
Мне позвонил шеф и вкратце обрисовал, что я должен буду делать. Через полчаса я готов был сказать "да". Мне импонировало то, что бизнес Nestle в Украине, как и в Адриатическом регионе и Восточной Европе, достаточно молодой. Я могу использовать уже имеющийся опыт работы на развивающихся рынках. Как только решение было принято, мы с женой решили узнать больше об Украине, ее культуре и традициях, ведь ранее это страна не была приоритетом в моем списке мест для отпуска.
Что вы знали об Украине до приезда сюда?
Два года назад я был на конференции во Львове, от которого остались самые приятные впечатления. Я интересуюсь политикой, слежу за событиями в Украине, тем, что происходило во время Оранжевой революции и Революции Достоинства. Конечно же, слежу за карьерой братьев Кличко. Вы знаете, что они очень известны в Германии.
Мы видели, что основная часть иностранцев здесь скептично относятся к событиям последних дней. Вас это не остановило. Почему?
Мы прекрасно отдавали себе отчет в том, что на Востоке идет война, что ситуация с Крымом оставляет желать лучшего, и что в стране очень сложная экономическая ситуация. Мы ни на секунду мы не усомнились в правильности принятого решения.
Назовите основные вызовы, которые стоят перед Вами как топ-менеджером в Украине
Самая большая сложность — экономическая ситуация. В сложной ситуации оказались как потребители, так и бизнес. Девальвация гривны, сложности с импортом, падение потребительского спроса. Все это негативно влияет на бизнес.
Вторая проблема, с которой я еще никогда не сталкивался, — мобилизация. У нас в компании есть мобилизованные сотрудники. Остаются женщины с детьми, чьи мужья ушли на войну. Мы стараемся помочь им справиться с этим.
Были ли Вами предприняты какие-то "экстренные" меры?
Когда я приехал в Украину, бизнес был в очень стабильном состоянии. Яна Михайлова (бывший директор Nestle в Украине. — ред.), да и вся команда отлично со всем справлялись. Поэтому мне не нужно было принимать какие-то срочные меры. Пока я вникаю в ситуацию, на что-то стараюсь потратить больше сил, но ничего революционного, обычная эволюция при смене менеджмента.
Как Вы оцениваете ситуацию у конкурентов? Компании, которые в основном импортируют продукцию, оказались в еще более сложном положении
Самое худшее, что можно сделать, это недооценить конкурентов. Действительно, конкуренты с полным или частичным импортом имеют значимо больше проблем, ведь им сложнее оптимизировать издержки. Но они и более мобильны, ведь в Украине у них нет производства, организация в Украине небольшая.
Ранее Nestleв Украине в основном акцентировалась на внутреннем рынке. Какую продукцию сейчас экспортируете? Возникают ли проблемы с экспортом в страны СНГ?
Насколько я знаю, проблем с экспортом нет. Сейчас мы более ориентированы на развития экспорта в ЕС. Это, в первую очередь, касается вермишели быстрого приготовления. Девальвация гривни сделала экспорт более выгодным. Мы ищем возможности расширять это направление бизнеса, как относительно вермишели, так и других продуктов компании.
Исправьте меня, если я ошибаюсь, но экономическая ситуация благоприятна для "Мивины". Люди настроены покупать более доступную еду, а для шоколада ситуация обстоит с точностью до наоборот.
Что касается "Мивины", то бизнес слабо, но растет. Продукт интересен покупателю, невзирая на увеличение цены. Мы вынуждены были поднять цену, ведь стоимость импортного сырья возросла. В нынешней экономической ситуации вермишель важнее для потребителя, чем шоколад. Если потребителю надо сократить расходы, он конечно же, в первую очередь сократит потребление лакомств. Сырье для кондитерки в основном импортируется. Логично, что с повышением цен мы наблюдаем сокращение рынка. Работать в категории кондитерские товары сейчас сложнее, чем в других категориях, в которых мы представлены, как то макароны или соусы "Торчин".
Можете уточнить снижение продаж кондитерских изделий?
Могу сказать, что ситуация у нас лучше, чем у наших конкурентов, ведь мы можем варьировать нашу продовольственную линейку. Мы проявляем гибкость в процессе ценообразования, благодаря чему наш продукция более привлекательна для потребителя, чем импорт.
Стало ли легче работать?
Иногда я сам себя сравниваю с ежиком в тумане, будто едешь за рулем в тумане и видишь лишь на 15 метров вперед. Бизнес последнего полугодия базировался на ежемесячных решениях. Вы сами видели волатильность рынка в целом и валютного курса в частности. Трудно было сказать, что нас ждет в ближайшие 4 недели, не говоря уже о 8 неделях. В бизнесе произошли изменения для всей организации — каждые 4 недели мы решали, как нам жить и работать дальше, какой будет реакция потребителей и конкуренции на наше следующее решение. Совершенно новая ситуация для нашего бизнеса. Скажу, что команда с этим отлично справилась.
Был ли процесс "притирки" к новой команде?
Мне не было сложно. Возможно потому, что я имел опыт работы в адриатическом регионе. Есть определенные сходства — молодая организация, молодые люди, амбициозные, строящие карьеру, пытающиеся чего-то достичь. Мне очень нравится их отношение к работе.
Мы говорили об оптимизации издержек. За счет чего возможно снижение расходов?
У нас на постоянной основе есть рабочие группы, которые думают над возможностями для снижения издержек — в производстве и не только. Без снижения качества. Мы работаем над тем, чтобы наилучшим образом наладить сотрудничество с локальными поставщиками. У нас налажена работа с местными производителями упаковки. Мы сейчас работаем относительно поставок, например, украинской томатной пасты, не только для нас, но и для Европы. У нас в компании разработана единая система сертификации поставщиков. Если ты работаешь с Nestle, то ты в есть в базе данных и твои товары может заказать производство из любой точки мира. В Украине много хороших производителей продуктов питания, которые потенциально могут сотрудничать с Nestle не только в рамках украинского рынка, но и по другим рынкам.
Расскажите о работе с розничными сетями. Производите ли вы продукцию под privatelabel?
Под private label мы ничего не производим. Большая часть наших продаж в Украине все же приходится на традиционную торговлю. Сложностей в работе с ритейлом у нас нет. Мы рассматриваем розницу как наших партнеров по бизнесу.
Сократила ли компания маркетинговые расходы?
Маркетинговый бюджет не сокращен, наоборот, мы его увеличили, потому что во время кризиса, если ты хорошо управляешь издержками, важно инвестировать в бренд, необходимо показать его сильные стороны, убедить потребителя платить больше за твои продукты, проинформировать о ценовых преимуществах. Что-то выиграть от сокращения маркетингового бюджета можно только в краткосрочной перспективе и при этом много потерять в долгосрочной.
Nestle принадлежат более 442 фабрики в 121 стране. Портфель компании включает бренды Nestle, Nescafe, KitKat, Gerber, Maggi и другие. Годовой объем продаж Nestle в мире достиг в 2014 году 91,6 млрд швейцарских франков.
Nestlе начала деятельность в Украине в 1994 году с открытия представительства. На украинском рынке продвигает такие международные бренды, как NESCAFÉ, Nesquik, Nuts, Friskies, KitKat и др. В 1998 году Nestlé S.A. приобрела контрольный пакет акций ЗАО "Львовская кондитерская фабрика "Свиточ". В мае 2003 года в Киеве основано ООО "Нестле Украина". В конце 2003 года Nestlé S.A. приобрела 100% акций предприятия "Волыньхолдинг" (ТМ "Торчин"). В 2010 году Nestlé S.A стала владельцем ООО "Техноком"- производителя продуктов быстрого приготовления под ТМ "Мивина".