All Retail
Опубликовано

Генеральный директор Danone в Украине: Вместо России часть ассортимента мы завозим из Польши, а производство некоторых продуктов перенесли в Украину

Последний год в условиях девальвации гривны и падения покупательной способности населения Danone делает ставку на эффективность. Компания сократила производственные затраты и стала больше работать с украинскими производителями.

В Украине Danone работает уже полтора десятка лет. Она была одной из первых международных компаний, запустивших производство в нашей стране.

Вместе с Danone к нам пришли европейские стандарты качества — в этом вопросе компания никогда не шла на компромисс. Если продукт не приносит прибыли, Danone предпочитает вовсе отказаться от его производства, но не использует более дешевое сырье. О том, как сейчас чувствует себя компания в нашей стране в это непростое время, рассказывает генеральный директор группы компаний Danone в Украине Марек Войтына - пишет LANDLORD

В январе 2016 года вступает в силу соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, готова ли к этому украинская молочная отрасль?

Это вызов для украинских производителей, потому что импорт молочной продукции увеличится. Особенно в западных регионах, где недалеко от границы расположены польские молокоперерабатывающие предприятия, которые готовы начать экспорт в Украину. Например, у нас есть заводы в Херсонской и Полтавской областях, и нам дорого возить нашу продукцию во Львовскую область и на Волынь, польские молочные продукты там конкурентоспособнее. С другой стороны, украинским производителям придется соблюдать европейские стандарты качества. Если они хотят торговать с Европой, они должны жестко поработать над внутренними стандартами. Еще одна проблема, с которой столкнутся наши производители, — это выход в торговые сети. В ЕС розничный рынок жестко консолидирован. Украинским молочникам придется самим искать торговых партнеров.

Выдержат ли украинские производители молока конкуренцию с европейскими? Ведь благодаря государственным дотациям сырье в Европе стоит дешевле.

Раньше значительную часть молочных продуктов, особенно сыр, отрасль отравляла в Россию, поэтому спрос и цены на молоко были высокими. Сейчас, когда рынок РФ закрылся для украинских компаний, цены на сырье упали до уровня европейских. Есть другой важный аспект — размер НДС. К примеру, в Польше он составляет 8%, тогда как в Украине находится на уровне 20%. Такая разница означает, что за бутылку молока польский потребитель платит на 1,0–1,5 гривны меньше, а значит, люди могут покупать больше молочных продуктов.

Как крупные международные игроки в этой отрасли могут способствовать интеграционным процессам?

В Украине молочных продуктов потребляют гораздо меньше, чем в Европе: 25–28 кг на человека в год, тогда как в Польше — 60–70 кг. Задача всех производителей в Украине — донести до потребителей информацию о полезности молочной продукции. Тогда через 20 лет мы сможем втрое увеличить ее потребление.

В СМИ часто звучат обвинения в адрес украинских переработчиков, что их продукция низкого качества. Как вы контролируете качество продуктов?

В год Danone перерабатывает 150 000 т молока. Мы сотрудничаем только с сертифицированными крупнотоварными фермами, а также с кооперативами и семейными фермами, работающими с нами на партнерских условиях в соответствии с требованиями законодательства и высокими внутренними стандартами Danone. У нас есть система проверки качества, лаборатории, мы жестко придерживаемся технологии производства. Конечно, мы не можем отвечать за то, что происходит на предприятиях других компаний. Это уже задача правительства — организовать такую службу надзора, чтобы все производители соблюдали стандарты качества. Уже четыре года мы занимаемся в Украине созданием молочных кооперативов и семейных ферм. Мы хотим добиться поддержки отрасли на уровне государства, чтобы оно приняло программу финансирования современных ответственных производителей молока, которые отвечают за качество своей продукции. В свое время такая программа помогла развиться польской молочной отрасли.

Удается ли Danone, вопреки экономическому кризису, зарабатывать деньги в Украине?

Первая половина этого года была для отрасли очень сложной. После падения гривны на 150% ни о какой прибыльности не могло быть и речи. Нам приходится импортировать упаковку, оборудование, а это все валютные затраты. Сейчас мы стали больше работать с украинскими производителями. Компания сосредоточилась на эффективности, нам удалось снизить производственные затраты. Конечно, нам пришлось поднять цены в среднем на 20%. Сегодня наша прибыльность составляет уже 4–5%, но этого все равно недостаточно, чтобы строить долгосрочные планы. Денежного потока мало для инвестиций и дальнейшего развития. Но как инвестировать, если деньги стоят 25%? Мы работаем в Украине за украинские деньги, мы берем кредиты в украинских банках. В Польше, если ты готов инвестировать, получай деньги под 2–4% годовых.

У компании Danone есть заводы в РФ, и некоторые продукты вы предпочитали импортировать в Украину с российских предприятий. Сейчас из-за аннексии Крыма и конфликта на востоке страны украинский потребитель не хочет покупать товары из РФ. Вы стали завозить продукцию с польских заводов?

Наша компания далека от политики, но мы должны прислушиваться к пожеланиям потребителей. Поэтому нам пришлось изменить систему поставок. Часть ассортимента мы стали завозить из Польши. Кроме того, производство некоторых продуктов мы перенесли в Украину. К примеру, мы начали выпускать «Растишку» на нашем заводе в Кременчуге, а с января на этой же площадке запустим производство детского питания «Тема».

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или