Гендиректор Unilever в Украине: "Мы решили стратегически развивать украинский рынок чая"
В пятницу один из крупнейших производителей FMCG в мире - компания Unilever - открыла под Киевом собственную фабрику по расфасовке пакетированного чая. До начала военных действий на востоке страны и аннексии Крыма компания поставляла продукцию с российского предприятия, а позднее - с польского. Но в итоге решила открыть собственное расфасовочное производство под Киевом. Генеральный директор Unilever в Украине Василий Бовдилов в блиц-интервью ЛІГА.net рассказывает, как открывали фабрику, сколько денег в нее вложили и как в компании оценивают возможные риски в Украине.
- Когда приняли решение построить свою фабрику в Украине? Какой размер инвестиций?
- Решение об открытии фабрики компания приняла около двух лет назад. В открытие нового производства, которое занимается расфасовкой только пакетированного чая, инвестировано около €8,3 млн. О сроках окупаемости сейчас говорить сложно - все будет зависеть от рыночной конъюнктуры.
- Новое производство будет обеспечивать потребности только украинского рынка, или планируете экспортировать часть продукции?
- Естественно, в первую очередь оно будет ориентировано на украинский рынок. Но мы не исключаем экспорта. В какие страны - пока сложно сказать. У нашего предприятия нет ограничений, и если в какой-то стране возникнет дефицит, украинский завод поможет его ликвидировать.
- Как быстро удалось оформить разрешение и получить документы на землю?
- От момента поиска земельного участка в Гостомеле до открытия завода прошло девять месяцев. Хочу отметить, что местная администрация всячески помогала нам с оформлением разрешительной документации, не было никаких бюрократических препятствий, поэтому разрешение на строительные работы мы получили в течение десяти дней. Свидетельство о вводе в эксплуатацию - за несколько дней. Насколько мне известно, все эти процедуры в Украине занимают от трех месяцев до полугода.
У нас заключен долгосрочный договор аренды на помещения с компанией Про Логистик. Ранее тут располагался производственно-складской комплекс по выпуску снеков Три корочки. На этой территории была только коробка, в которой мы и строили свое производство - устанавливали стены, технические этажи, дополнительные строительные конструкции, оборудование, стеллажи. Фактически мы строили внутри коробки.
- Когда компания отказалась возить продукцию со своей фабрики из России, с каких заводов Unilever поставлял товары на украинский рынок?
- В прошлом году, после того как мы получили данные исследования потребительских предпочтений, было принято решение инвестировать в собственное производство в Украине, стратегически развивать украинский рынок чая. До этого решения основная часть продукции Lipton завозилась в Украину из России. Однако некоторые товарные позиции, такие как отдельные виды ароматизированных чаев, мы импортируем из других стран, например из Польши. Но, повторюсь, мы хотим закрепить наше лидерство на украинском рынке чая и более полно удовлетворять потребности украинцев, сделать нашу продукцию более доступной. В результате локализации производства мы уже смогли снизить цену на чай украинского производства.
- На какое юрлицо оформлена фабрика? Есть ли у компании украинские партнеры-совладельцы?
- Фабрика - обособленное структурное подразделение ООО с иностранными инвестициями Юниливер Украина. Украинских партнеров-совладельцев нет.
Местные компании помогали нам в строительстве фабрики, местные партнеры будут обеспечивать вывоз, утилизацию и переработку каждого вида отходов производства с фабрики. Фабрика Lipton будет работать по принципу Zero Waste To Landfill - то есть ноль отходов в окружающую среду. Именно с этой целью мы сортируем все виды отходов в нашем офисе и на производстве и привлекаем украинских партнеров под переработку различных видов отходов производства.
- Почему компания решила построить, а не купить действующее предприятие в Украине?
- Компания владеет технологиями производства чая. Зачем покупать кого-то, кто имеет линии с неизвестными для нас технологиями? Мы построили завод по мировым стандартам Unilever, поставили линии, которые нам необходимы.
- Не пугает ли компанию действующее валютное регулирование в стране?
- Не пугает. Мы уже 23 года работаем в Украине и верим в эту страну, в ее потенциал. Мы пережили экономический кризис 2008-2009 годов и готовы адаптировать свой бизнес-план под текущие экономические вызовы. Как сказал главный исполнительный директор Unilever Пол Полман во время визита по случаю открытия фабрики, Украина для Unilever - стратегически важный рынок.