Марина Черненко: "Сейчас украинские ритейлеры преимущественно ориентируются на Запад"
Марина Черненко – главный исполнительный директор Ассоциации ритейлеров Украины. Эта организация объединяет игроков розничного рынка – от мелкого до крупного ритейла всех форматов и специализаций. Ассоциация проводит исследования рынка и занимается защитой интересов своих членов в органах государственной власти. Существует с апреля 2013 года.
До этого Марина Черненко работала финансовым технологом "Новой почты", занималась устранением неполадок и мониторингом мошеннических операций в компании iPay, была главным бухгалтером бизнес-школы Be First. Образование получила в Национальном авиационном университете на факультете экономики и предпринимательства. В 2017 году вошла в рейтинг самых влиятельных женщин Украины по версии журнала Woman.
В интервью LB.ua она рассказывает о лидерах рынка продуктового ритейла в Украине, о том, как они преодолевают сложную экономическую ситуацию в стране, о последствиях отмены государственного регулирования цен и перспективе выхода на наш рынок иностранных брендов.
Как изменился рынок украинского ритейла за последние три года?
Раньше многие сети при открытии магазинов – особенно продуктовых и ювелирных – ориентировались на Восток Украины. Там была хорошо развита промышленность, были понятные условия работы и четкие сроки выплат зарплат – там люди всегда покупали. Это был стабильный регион. Так было до начала конфликта на Донбассе. Потом ситуация изменилась, и ритейлеры начали ориентироваться на Киев и на Запад.
На крупные города?
В первую очередь – да. И особенно – на Запад из-за высокой конкуренции в Киеве. Сейчас розничные сети идут даже в самые мелкие города – акцент смещается на пенетрацию рынка (насыщение, более глубокое проникновение, - ред.).
Какие форматы сейчас популярны?
До 2014 года в приоритете у инвесторов были супермаркеты (площадью от 400 м²) и гипермаркеты (от 1000 м²). Теперь основной упор делается на дискаунтеры (200 м²) и магазины у дома (200-400 м²). Так выгодно с точки зрения инвестиций. Благодаря высокой оборачиваемости товаров в таких магазинах, инвестиции скоро окупаются, и сеть развивается быстро.
Говорят, время дискаунтеров - это экономический кризис?
К сожалению, да. Когда покупательская способность падает, товары классов «премиум» и «средний плюс» уходят на второй план, а спрос на дешевые товары, наоборот, растет. Из-за этого между операторами начинаются ценовые войны в то время, как на высоком уровне развития отрасли они конкурируют сервисами. В Украине ради того, чтобы снизить цену, сервисом жертвуют. Об этом свидетельствует, например, открытие в этом году жесткого дискаунтера Thrash! (Fozzy Group). Учитывая особенности нынешнего состояния экономики в стране, акцент на подобные магазины будет трендом №1 на ближайшие три-пять лет.
То есть в ближайшие пять лет украинцы богаче не станут?
Возможно, станут. Но привычка экономить останется.
Почему в таком случае дискаунтеры так популярны в Европе?
Потому что там уже произошла сегментация рынка. На Западе уровень жизни выше, чем в Украине. Соответственно, там выше и уровень развития рынка ритейла. Одним из признаков того, что он хорошо развивается, является выкладка большого количества SKU (от stock keeping unit - складская учетная единица товара, - ред.). У нас же с наступлением кризиса первым делом сократили площади, а за ними, соответственно, и количество наименований.
Уменьшилась ли доля российских товаров на рынке в связи с призывами не покупать российское?
Да, уменьшилась. Сейчас акцент – на все украинское. Кроме того, играет роль цена. Благодаря ей, украинские товары стали более конкурентоспособными. Покупатель выбирает их, и таким образом отстраняются остальные товары – в особенности, конечно, производимые страной-агрессором.
Какая сеть представляет больше всего украинских товаров?
Статистики по сетям у меня нет, но у нас есть небольшие специализированные на made in Ukraine магазины. Например, "ПоплавОК".
Какие сети лидируют в Украине?
Лидерство разделяют между собой Fozzy Group и "АТБ-Маркет". Это две разные бизнес-модели. У них разные подходы и разные ценовые сегменты. Сеть АТБ работает в одном формате, а Fozzy - в разных и недавно даже вышла на жесткий дискаунтер (Thrash!).
Пытается ли Fozzy таким образом потеснить АТБ?
Обе сети двигаются каждая в своем направлении. АТБ имеет четкие стандарты и масштабируется только за счет открытия новых магазинов. Они идут путем пенетрации рынка – грубо говоря, зайдут в каждое село. Отличие между магазинами АТБ – только в подборке SKU, которая зависит непосредственно от региона и расположения магазина. В Fozzy же, наоборот, тяготеют к диверсификации бизнеса.
Как сейчас обстоят дела на рынке труда в ритейле?
Текучесть кадров в ритейле очень высокая. Ритейл сам по себе очень быстрый, особенно в Украине. Это проблема корпоративной культуры. У нас не разработана правильная система мотиваций персонала. На механической работе человек очень быстро перестает ощущать свою причастность к какой-то великой миссии компании, и его мотивация падает. Если же перед ним ставить какие-то цели, после выполнения которых он будет, например, приходит к какой-то должности или каким-то образом развиваться, то он будет хорошо работать.
В Украине человеку часто не нужен денежный эквивалент, достаточно перспективы, надежды на светлое будущее. Все зависит от того, сколько сети готовы вкладывать в свой персонал. Но опять-таки. Как только падает покупательская способность, сокращаются площади и первым делом оптимизируется персонал.
Почему в Украине так мало иностранных торговых сетей?
Когда иностранная торговая сеть выходит на рынок, она имеет список своих требований касательно площадей, инфраструктуры и т. д. В украинских городах-миллионниках самые хорошие площади уже заняты. Кроме того, у нас постоянно меняется власть и законодательство. Когда крупная торговая сеть выходит на рынок, она анализирует риски и делает планирование на пять лет. Когда в этой сети понимают, что законодательство в стране может в любой момент поменяться и состояние экономики в целом здесь не прогнозируемое, то они отказываются от такого направления развития своих сетей.
Тогда, возможно, иностранная сеть может купить какую-то из украинских?
Да, такое возможно. В таком случае им не придется строить все с нуля, и можно будет сразу инвестировать в увеличение товарооборота. Есть торговые сети, у которых не самая лучшая доходность, и можно предположить, что они будут продавать свои магазины для того, чтобы дальше не идти в минус. Например, так в прошлом году сеть "Барвинок" была куплена АТБ. Но о таких сделках обычно становится известно уже по факту их совершения.
Что вы можете сказать об отношениях ритейлеров с государством? Как вы относитесь к отмене государственного регулирования цен на продукты?
Я считаю, что рынок – это самодостаточная сущность, которая сама себя регулирует. Если обратиться к истокам торговли и экономики, то стоит вспомнить закон спроса и предложения. Любое вмешательство в эту понятную систему будет иметь негативное влияние на рынок.
Как сказалась отмена государственного регулирования на ценах? Увеличился ли доход торговых сетей?
Цены увеличились, но незначительно, ведь если АТБ поднимет цены, то у Thrash! появится больше клиентов. Сейчас все борются за покупателя ценовыми войнами, поэтому происходит не повышение цен, а занижение. Регулировать нечего. Если доход сетей и будет увеличиваться, то очень планомерно, и зависеть он будет не от отмены государственного регулирования, а от повышения покупательской способности.
Что вы думаете о регулярных обвинениях в картельном сговоре, которые Антимонопольный комитет предъявляет продовольственным ритейлерам?
Покупательская способность в Украине очень низкая. За чертой бедности живет 53% населения. Зачем нужны картели? Сговариваться, у кого цены ниже и кто меньше заработает? Я считаю, это бесполезно. Сети и так всегда изучают цены конкурентов и могут их спрогнозировать, сговариваться нет необходимости.
Насколько успешно продуктовые сети торгуют онлайн?
Начало положено. Есть платформа Zakaz.ua. Не важно какая, а важно, что она есть. В перспективе люди будут идти в интернет. Особенно те, которые ограничены во времени и привыкли питаться продуктами класса "средний плюс". В первую очередь онлайн-покупки затронут супермаркеты и гипермаркеты, которые предлагают более широкий ассортимент товаров, чем магазины у дома. Во-первых, к ним нужно ехать. Во-вторых, их не так уж много. Покупку там гораздо выгоднее совершать онлайн.
Составляют ли традиционные уличные рынки конкуренцию торговым сетям?
К сожалению, сегодня в Украине цивилизованный рынок составляет всего лишь 30%. Все остальное – это неконтролируемая розница. Кроме того, любовь к рынкам – это еще и наша культурная особенность. Но и они, безусловно, должны систематизироваться, выработать правила и стандарты и соблюдать санитарно-технические нормы.
Как торговые сети утилизируют просроченные продукты? На Западе некоторые сети даже раздают еду беднякам, если сроки подходят.
Есть уценка. Бесплатную раздачу продуктов бедным, как на Западе, в Украине не практикуют. И проблема заключается не столько в магазинах, сколько в отсутствии корпоративно-социальной ответственности в целом. Когда непосредственный заработок уйдет на второй план, а на первом месте будут стоять общечеловеческие и общенациональные ценности, мы к этому придем. Пока нашу страну будут держать на нижних уровнях пирамиды Маслоу, мы не дойдем до того, чтобы предоставлять бесплатные продукты бедным. Это приходит планомерно и не зависит от продаж.