All Retail
Опубликовано

Владислав Чечеткин: Доля офлайн-продаж "Розетки" достигла 15%

Украинский бизнесмен, глава наблюдательного совета холдинга Global Spirits Евгений Черняк, который ведет видеоблог Big Money о предпринимательстве в Украине, поговорил с основателем «Розетка» Владиславом Чечеткиным. В рамках интервью бизнесмены, среди прочего, обсудили конкурентную войну «Розетки» с Samsung и Citrus, ее офлайн-продажи, мысли о глобальной экспансии и многое другое. Редакция AIN.UA выбрала самые интересные тезисы интервью.

О конкуренции

Сказать, кто №2 (в украинском сегменте онлайн-торговли после «Розетки» — ред.), не может никто. То есть «номера 2» в украинском онлайне нет — есть №6, 8, 25. Они там все очень близки между собой, но очень далеки от меня.

В электронике конкуренты: «Алло» или «Цитрус». Хотя «Цитрус» — специфический конкурент. В основном, он конкурент в своих группах товаров, которые сам контрабасит, сам возит и сам здесь продает. В бытовой технике конкуренты — классическая розница. Они в чем-то больше, в чем-то меньше, чем мы. В одежде конкуренты — кто-то еще. В детских товарах, например, конкурентов сейчас нет. Точнее есть, но мы однозначно лидеры, и тяжело сказать, кто №2.

В Украине сейчас проходит большая битва, которая подогревается деньгами офлайна в связке с контрабандистами, которые пытаются ограничивать украинцев в Украине (в 2016 году Владислав Чечеткин обвинил «Эпицентр» в нечестной конкуренции и давлении на поставщиков — ред.). И собственно говоря, «Розетка» — не побоюсь этого слова — Чечеткин возглавил борьбу против вендоров за то, чтобы развивать бизнес украинцев в Украине. 

Есть компания «Цитрус», которая начала возить в Украину какое-то количество китайских брендов, неизвестных в Украине, и продавать за дорого. Понятно, что предприниматели увидели возможность продавать эти же бренды дешевле и предложили их на «Розетке». «Цитрус» пошел в налоговую инспекцию и заявил о своих правах на торговую марку со словами «только я хочу продавать эти бренды в Украине по тем ценам, по которым хочу». И таможня поддержала это требование «Цитруса» и запретила предпринимателям, которые продают на «Розетке», продавать эти товары в Украине.

Будет слушание в парламенте законопроекта, который должен поддержать конкуренцию в Украине. Это называется «принцип исчерпания авторских прав».

В Украине сейчас нет определенного принципа исчерпания авторских прав — это позволяет таким хитрецам, как «Цитрус», ставить палки в колеса бизнесу.

Появилось два альтернативных законопроекта (№5419 предлагает национальный режим исчерпания авторских прав на ТМ, и №5699 — предлагает международный режим исчерпания авторских прав на ТМ — ред.). Один законопроект подала АПИТУ, которая до этого пыталась запретить посылки в Украине — все помнят скандал про «22 евро». Его поддерживает Samsung. Вендоры поддерживают принцип «разделяй и властвуй». По этому поводу мы видим «официальную» продукцию вендоров в Украине, которая делается в России. И она на 60-70% дороже, чем такая же продукция, привезенная из Польши, Германии или других стран.

У нас Samsung представлен только официальный. Мы боимся продавать неофициально. Это опасно.

О выходе «Розетки» и Чечеткина за пределы Украины

Пока мы работаем только в Украине. Стартовать в других странах не пробовал. Причины возможно субъективные, но вот как я это вижу. Alibaba пытается выходить на другие рынки — на самом деле она успешна только в России и в Китае, и мало где еще. Amazon очень успешен в Америке и не очень — в Европе и где-то еще, кроме Америки. Это очень интересная особенность, о которой все забывают.

Идеальных бизнесов не бывает и огромное количество украинских бизнесов не хуже, или даже лучше, чем средний западный бизнес. Amazon не лучше по качеству исполняемости заказов, чем «Розетка» и не лучше по уровню сервиса.

Бизнес «Розетки» — торговый. Мы торгуем товарами, которые мы покупаем в Украине. В основном. А Украина является очень небольшим рынком с не самым лучшим предложением по ассортименту и цене. Это очень хорошо видно на примере Америки, где производители борются за долю, цену, хотят быть №1 или хотя бы №2. Это позволяет Amazon продавать товар из Америки дешево по всему миру. А Китай является родиной товаров, которые сейчас продаются в большинстве интернет-магазинов (и значительного количества брендов тоже).

«Розетка» находится в бедной маленькой стране, которая не является родиной товаров и большим рынком. Поэтому ей тяжело начать торговать из Украины, например, в Польшу. Для того, чтобы торговать в Польше, нужно приехать в Польшу и построить с нуля весь бизнес, который у меня построен здесь.

В основном деньги я трачу тут, все жизненные интересы пока тут. Конечно задумывался (об эмиграции — ред.), но бизнес в Украине растет, развивается и, если честно, у меня нет сейчас сил бросить все здесь в том виде, в котором есть, и переехать, например, в Польшу.

7 интересных фактов о «Розетке» сегодня:

  • В старт и первый год работы «Розетки» вложили примерно $250 000.
  • Доля офлайн-продаж «Розетки» в общем объеме на сегодня составляет порядка 15%. Если посмотреть на затраты и переложить на ROI, это не очень хорошо, считает Чечеткин. Поэтому «Розетка» — все-таки онлайн-магазин.
  • Многие решения Владислав делегирует, потому что склонен к нерешительности и слишком долгому взвешиванию за и против. По его мнению, это мешает бизнесу. Большинство топ-менеджеров «Розетки» — это люди, которые давно работают в компании.
  • Программисты «Розетки» получают тысячи долларов в месяц. Лучшие — десятки тысяч. Таких около десяти.
  • «Розетка» уже сейчас делает доставку двумя дронами, как и Amazon. Но если сделать заказ, вероятность, что его доставят дроном, нулевая. Поэтому «Розетка» не заявляет об этом, как о победе.
  • Недавно «Розетка» столкнулась с потоком жалоб, что у нее нет телефона 8-800. Сейчас его перезапустили, и он обходится в 2,8 млн грн в месяц. При этом конверсия в покупки по этому номеру в 8 раз ниже, чем по номеру 044.
  • Однажды, когда клиент пожаловался на «Розетку», компания подарила ему новый телевизор. «Это было, когда «Розетка» была не совсем права, а клиент был в плохом положении», — пояснил Чечеткин. При этом, клиент не оценил жест — большинство клиентов считают, что так и должно быть.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или