«ТАВРИЯ В»: Сотрудники — один из самых ценных активов компании
Как сеть супермаркетов «Таврия В» формирует кадровый резерв, что нужно, чтобы стать директором, какой путь в современных условиях наиболее результативен - поиск нового персонала или удержание существующего.
Вот уже двадцать шесть лет «Таврия В» успешно управляет серьезным розничным бизнесом в рамках мультиформатной модели. В портфеле компании - не только десятки супермаркетов и крупных торговых центров, но и сеть кафе быстрого питания, рестораны VIP-класса, цеха по производству мясных, рыбных полуфабрикатов, кондитерские кулинарные цеха, пекарни, пивоварня, швейное и трикотажное производство, строительство и девелопмент, крупный логистический центр, а также интернет-магазин и даже галерея luxury-бутиков.
Высокие темпы роста компании, диверсификация ее деятельности требуют непрерывной работы по обеспечению производственных процессов квалифицированными сотрудниками. Однако в современных условиях сделать это становится все сложнее. Главная причина - дефицит кадров. Особенно острой остается эта наболевшая проблема для розничной торговли. Что продуктивнее в этой ситуации: искать новый персонал или предпринимать шаги по удержанию сотрудников в компании? Об этом рассказывает Вячеслав Письменюк, исполнительный директор «Таврия В», в сферу деятельности которого непосредственно входит подразделение HR.
- Сегодня проблема оттока квалифицированного персонала остро стоит перед многими работодателями. Как складывается ситуация в компании «Таврия В»?
- Мы абсолютно уверены, что добиться высокого уровня удовлетворенности покупателей невозможно без поддержания штата хорошо обученных и мотивированных сотрудников.
Наличие высококвалифицированного персонала — ключевой фактор, отражающийся на эффективности работы всей компании, ее ценный ресурс. В этой связи считаем, что важно удержать лучших.
Мы предпочитаем растить и развивать своих сотрудников. Для этого мы тщательно работаем над формированием кадрового резерва из числа сотрудников, обладающих потенциалом для дальнейшей работы на руководящих должностях. В компании разработана и реализуется корпоративная программа продвижения и ротации кадров. Считаем, что необходимо предоставлять сотрудникам всех уровней возможность строить интересную и успешную карьеру с учетом профессионального развития и программы долгосрочной мотивации. Поэтому на руководящие вакансии мы вначале рассматриваем своих кандидатов, для этого организуем их обучение. Ведь сегодня гораздо эффективнее предпринять меры по удержанию сотрудников, чем искать новых.
- Какие возможности предлагает «Таврия В» для профессионального роста своих сотрудников?
- Компания предлагает целый ряд возможностей для карьерного роста и активно поощряет профессиональное развитие сотрудников. Для ТОП-менеджеров компании реализуется ряд программ повышения квалификации с учетом их знаний и опыта. Однако, при всей важности этого процесса, мы уделяем особое внимание профессиональному развитию персонала магазинов — ведь именно эти сотрудники должны обеспечивать достойный уровень обслуживания покупателей. Для этого уже более десяти лет в компании работает учебный центр, где опытные тренеры проводят обучение сотрудников в формате лекций, деловых игр и учебных курсов.
Процесс повышения квалификации в сети «Таврия В» охватывает все подразделения компании. В этом году на 234 административные должности были назначены внутренние сотрудники, не один год проработавшие в компании, 7 директоров новых магазинов было выбрано из числа наиболее опытных и достойных сотрудников компании, а еще 85 административных сотрудников были переведены на другие должности в рамках горизонтальной ротации кадров. Мы убеждены, что такой процесс оказывает сильное воздействие на мотивацию сотрудников к развитию своих навыков и способностей.
- Как известно, проблема розницы – это текучесть кадров. Как вы справляетесь с этим?
- Наши сотрудники дорожат работой в «Таврия В». Показатель удержания персонала у компании «Таврия В» достаточно высок. Судите сами: у 870 сотрудников стаж работы в компании превышает пять лет, а 420 сотрудников проработали с нами более десяти лет. Мы гордимся таким результатом, ведь высокая текучесть – сигнал падения доверия к стратегии компании.
- При этом компания «ТАВРИЯ В» постоянно расширяет географию своего присутствия…
- Действительно, опираясь на стабильную базу лояльных покупателей, мы постоянно выявляем новые возможности для открытия новых торговых объектов. Например, в 2018 году «ТАВРИЯ В» открыла новые торговые объекты в Одессе, Хмельницком, Измаиле. Мы открыли 8 новых рабочих объектов и приняли на новые должности 275 сотрудников.
Важно, что для успешной реализации программы расширения сети «Таврия В» большое значение имеют мобильность сотрудников и готовность к переезду в другой регион. Ведь зачастую именно так появляются вакансии для молодых, амбициозных директоров торговых объектов.
- Какие факторы имеют принципиальное значение для людей, которые ищут работу?
- По данным наших специалистов, наиболее важными критериями являются достойный уровень зарплаты, стабильность компании, возможность профессионального развития, перспективы карьерного роста, комфортная атмосфера в коллективе, официальное оформление.
- Есть ли в вашей компании ограничения при приеме на работу?
- Мы предоставляем равные возможностей для разных людей, вне зависимости от их происхождения, пола, расовой, национальной или этнической принадлежности, а также лицам с ограниченными возможностями. Все они могут претендовать на вакансии в нашей компании. Кроме того, мы готовы предоставить работу для тех, кому удобен гибкий график – студентам, женщинам с детьми.
- А как происходит процесс подбора и адаптации персонала?
- Процесс подбора персонала централизован: сотрудниками специальной службы осуществляется размещение информации о вакансиях, они же проводят предварительные собеседования. Однако наиболее важный этап отбора проводится непосредственно на торговом объекте.
Эта последовательность помогает эффективно сосредоточиться на кадровых потребностях конкретных магазинов и тщательно подбирать персонал с нужными навыками. Не нужно забывать, что наша основная задача – обеспечить покупателям достойный уровень обслуживания. Мы стремимся к тому, чтобы каждый сотрудник осознавал, что на своем рабочем месте он несет свою долю ответственности в деле качественного обслуживания покупателей. В компании «Таврия В» действует программа адаптации новых сотрудников, обеспечивающая быстрое усвоение ими знаний и навыков, необходимых для полной интеграции в коллектив магазина. Примечательно, что нередко именно новые сотрудники предлагают новые идеи по совершенствованию бизнес-процессов в компании.
Благодаря своему динамичному и диверсифицированному развитию компания «Таврия В» предлагает сегодня привлекательные возможности для профессионального и карьерного роста. Вместе с сотрудниками, которые имеют перед собой четкие цели и ориентируются на достижение результатов, мы видим значительные возможности для усиления позиций компании «Таврия В» как современной торговой сети.