All Retail
Опубликовано

Передел по-украински

В супермаркетах наступил сезон скидок и распродаж: из более чем трёх десятков работающих в Украине продуктовых сетей как минимум половина ищет новых собственников.

На такой шаг их толкают падение объёма продаж – лишь за первое полугодие 2009 года снижение товарооборота составило 15% – и рост задолженности перед банками и поставщиками.

Сложившаяся ситуация на руку сильным игрокам, не упускающим шансов расширить влияние, а совсем новые компании могут с минимальными затратами зайти на рынок и сходу обзавестись внушительными активами.

Как утверждает аналитик инвестиционной компании Astrum Наталья Пискунова, изменения, которые сейчас переживает рынок, вписываются в логику развития украинского ритейла и пойдут ему на пользу. Дело в том, что в Украине сегодня 25 самых крупных игроков контролируют всего 16% розницы. В то время как в Великобритании, Франции и Германии доля 4–5 крупнейших сетей на рынке торговли продуктами питания составляет 85%. И если наша страна подтянется до уровня «концентрированной» розницы Европы, покупателям будет только лучше, уверена г-жа Пискунова. Ведь чем крупнее сеть, тем ниже издерж-ки, а значит, и стоимость товаров.

Маленькие, да удаленькие

Переформатирование ритейла началось весной этого года с регионов, рассказывает Михаил Грищенко,  директор исследовательской компании RetailStudio. До недавних пор основными новостями рынка было появление новых игроков или расширение сетей за счёт скупки отдельных магазинов.

Но уже 12 августа произойдёт первая сделка, которая может положить начало масштабным изменениям на рынке. Торгово-промышленная группа Rainford поглощает своего прямого конкурента,  сеть супермаркетов «Большая ложка». Оба торговца широко представлены в Днепропетровской и Запорожской областях, хотя и работают в разных форматах. Rainford  развивает супермаркеты и небольшие «магазины у дома» (в 15-минутной досягаемости для основного потока покупателей), а «Большая ложка» – дискаунтеры, торговые точки дешёвых товаров. 

Собирается ли компания объединять всю сеть под одной  торговой  маркой  и во сколько обошлась покупка,  в Rainford пока не уточняют. Очевидно, что эта компания, увеличив количество магазинов с 46 до 80, претендует на роль одного из самых крупных ритейлеров в юго-восточной Украине.

Укрупнилась розница и на западе Украины. В результате слияния двух львовских сетей появился торговый бренд Tobi. Он объединил 98 магазинов у дома «Хлібна хата» и «Еколан» с 250 торговыми точками на заправках ОККО.  У всех один владелец – концерн «Галнафтогаз».

Торговать в регионах решила и киевская компания «Евротэк», до недавних пор занимавшаяся в основном девелопментом. Из владельца нескольких региональных супермаркетов она превратилась чуть ли не в торговую империю. Сегодня у компании 7 супермаркетов «Арсен», оптовый «Интермаркет  Cash&Carry» во Львове, 31 эконом-магазин «Квартал», 7 супермаркетов «Союз» и 17 мини-маркетов «Союз-Экспресс» в Чернигове, 6 черкасских магазинов «Фрэш» и 9 супермаркетов «Фрэш-маркет». Активность «Евротэка» подкрепляется солидными денежными активами его владельца, миллионера Михаила Весельского, который два года назад на продаже своего подсолнечного бизнеса «Стожар» выручил, по оценкам экспертов, не менее $100 млн.

«Отщипывая» от конкурентов, взялись за развитие собственной сети супермаркетов представители финансово-промышленной группы Систем Кэпитэл Менеджмент. Входящая в эту группу компания «Украинский ритейл» в середине августа откроет четыре магазина у дома «Брусныця» в Мариуполе на месте бывших маркетов «Наш край». Ещё раньше компания «проглотила» четыре торговые площадки «Оливье» в Днепропетровске.

Завышенные требования

То, почему основная активность приходится на регионы, аналитик из Astrum Наталья Пискунова объясняет так: у владельцев небольших провинциальных бизнесов и запросы по ценам продаж скромнее, и долгов меньше, чем у крупных игроков, поэтому найти покупателей им легче.

А у больших игроков и проблемы большие. Ждут спасения от инвесторов в крупной сети «Вопак», состоящей из 80 с лишним торговых площадок  на западе и севере Украины. Компания с января не расплачивается со львовскими  дистрибьюторами за товар, в результате многие уже прекратили поставки продуктов, отмечает Владимир Иванчин, заместитель председателя Ассоциации производителей и поставщиков. Поэтому без покупателя, согласного взять на себя эти проблемы, «Вопак» явно не справится. И он уже есть. По словам Олега Мерченко, члена наблюдательного совета компании «Пакко-Холдинг», владеющей супермаркетами, западный инвестиционный фонд готов профинансировать «Вопак» на $12 миллионов.  Правда, какую долю в компании в результате получат иностранцы, г-н Мерченко уточнить отказался.

Вот уже второй год компания «Квиза-Трейд» ищет покупателей на супермаркеты «Велика кишеня», рассказывает директор «Украинской торговой гильдии» Виталий Бойко. Ситуация у сети весьма непростая: на начало года у «Квиза-Трейд» было почти полмиллиарда гривен долгов. Причём компания должна не только украинским банкам, которые достаточно лояльны к заёмщикам такого уровня, но и более требовательным иностранным инвесторам. Так,  «Великой кишене» в начале июля пришлось уже во второй раз за год договариваться о реструктуризации долгов перед иностранными кредиторами объёмом в четверть миллиарда гривен. В самой компании ситуацию не комментируют.

Ближе к народу

По словам Михаила Грищенко, другие крупнейшие национальные операторы, в частности, Fozzy Group (магазины «Сільпо», «Фора»), «Эко-маркет» и «Фуршет», чувствуют себя довольно уверенно. Тяжёлые времена для них уже прошли, но светлые пока не наступили, поэтому подмять под себя более слабых конкурентов им вряд ли удастся. Более вероятен вариант поглощения обанкротившихся украинских ритейлеров иностранными сетями. Среди возможных потенциальных инвесторов эксперт называет французскую Carrefour, британскую Tesco и американскую Wal-Mart.

Вполне вероятно, один из этих или других сильных иностранных брендов уже вышел на рынок Украины, непублично выкупив активы сети гипермаркетов «О´кей», предполагает Виталий Бойко. Дело в том, что эта сеть недавно была объявлена банкротом. И банкротство вполне может быть чисто техническим и организованным специально для очищения от долгов и последующей продажи, считает эксперт. Как расценивают ситуацию в самой компании, узнать невозможно – все магазины закрыты, а на телефонные звонки никто не откликается.

Но это пока не тот масштабный передел украинской розницы, который, по прогнозам аналитиков, должен был произойти этой весной. «Потенциальные покупатели выжидают, они надеются, что, когда кризис достигнет дна, активы подешевеют ещё сильнее», – поясняет Аудрюс Ницюкявичюс, инвестиционный  управляющий КУА «Бонум Групп». По его словам, остужает пыл покупателей и отсутствие кредитования, ведь как минимум 20% средств, используемых в сделках поглощений, являются заёмными. Поэтому, считает эксперт, продажи сетей активизируются «за полгода до конца кризиса», то есть в тот период, когда активы будут ещё дёшевы, но уже начнётся кредитование экономики.

Тем более что ритейлерам есть куда расти и что делить. Наибольший успех ждёт те компании, которые успеют вовремя вписать свои площадки в жёсткие рамки форматов, утверждает руководитель отдела маркетинга компании «Х5 РитейлГрупп Украина» Сергей Янчук.

Их всего два – торговые точки для ежедневных покупок и для еженедельного продуктового шопинга. Будущее – за первой категорией, то есть за маленькими магазинами у дома с небольшим ассортиментом. Неплохие перспективы у и дискаунтеров – сетей, рассчитанных на покупателей с небольшим достатком. Поддерживать интерес потребителей к таким точкам не так просто – необходимо жёстко следить за ассортиментом и сохранять невысокие цены. Для одиночных игроков эта задача неподъёмная, а значит, от объединения и укрупнения никуда не уйти, даже в самых мелких форматах.

Источник: "Фокус"

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или