ТОП 50 ритейлеров Украины
Компания GT Partners Ukraine обнародовала новый рейтинг продовольственных сетей Украины по количеству торговых точек, а также по региональному покрытию. В рейтинг попали ТОП 50 крупнейших ритейлеров, развивающих магазины формата самообслуживания.
Главной особенностью нового списка является то, что в 2009 году (по сравнению с 2008 г.) многие сети показали отрицательную динамику своего количественного роста. Некоторые ритейлеры применяли практику закрытия наиболее нерентабельных магазинов («Наш Край», «Большая ложка», «Вопак», «Велика Кишеня», «Фуршет» и другие), некоторые – продали часть своих активов более денежным конкурентам ( «Квартал», «Арсен», «Барвінок», «Оливье»).
Многие сети (42%) в нынешнем году пребывали в статичном положении (не закрывали и не открывали новых магазинов), отдав предпочтение развитию уже существующих торговых точек. Большинство из таких операторов, продемонстрировавших нулевую динамику – это региональные операторы («Наталка», «Лелека», «Марс», «Барвінок» и т.д.).
Еще одна особенность, которая характерна для нынешнего этапа развития отечественного ритейла – это заметное сокращения количества операторов, продолживших в 2009 году свой количественный рост. Из ТОП 50 украинских ритейлеров лишь 18 (36% сетей) открыли в 2009 больше новых магазинов, чем закрыли (а некоторые – вообще не закрыли ни одного). Это такие крупные компании, как «АТБ-маркет», Fozzy Group, «Евротек», «ЕКО», «Украинский ритейл», «Рейнфорд», NS Limited, SPAR-Украина, Metro Cash & Carry, Billa, BT Invest, «Амстор», «Таврия В», а также региональные операторы – «Виртус» (Одесса), «Обжора» (Донецк), «Львовхолод», «Колос» (Черновцы).
Несмотря на отрицательные тенденции в развитии украинской экономики, показательный уровень экспансии продолжает демонстрировать лидер рейтинга – компания «АТБ-маркет», открывшая с начала года около 40 новых магазинов и насчитывающая в совокупности уже 332 своих дискаунтеров.
Вторую строчку рейтинга занимает мультиформатная корпорация Fozzy Group, в 2009 году развивавшаяся в основном за счет открытия новых магазинов «Сільпо».
Несмотря на закрытие нескольких магазинов, третью и четвертую ступень занимают соответственно компании «Фуршет» и «ПАККО-холдинг».
В GT Partners Ukraine отмечают существенный рывок, который с начала года совершили компании «Украинский ритейл», «Рейнфорд», «Евротек» и NS Limited. Все они продвинулись в рейтинге благодаря совершенным сделкам по поглощению других мелких операторов розницы. Так, компания «Украинский ритейл» (развивает сеть «Брусниця») приобрела сеть «Оливье». Компания «Евротек» (изначально развивала сеть «Фреш») стала собственником сетей «Союз», «Квартал», «Fresh-маркет» и «Арсен». Торгово-промышленная группа «Рейнфорд» (развивает сеть одноименных гипер- и супермаркетов) поглотила регионального ритейлера «Большую ложку». А компания NS Limited (Харьков) вышла на рынок благодаря приобретению сети «МД Ритейл».
Табл. 1: ТОП 50 food-ритейлеров Украины по количеству торговых точек
* без учета магазинов Fourshet в Молдове
** без учета магазинов Green Hills Market в Молдове
*** без учета прилавковых магазинов "Корзинка"
**** вместе с магазином "Космос"
Что касается показателя географического покрытия, то в Украине нет четко сформированного критерия, согласно которому торговые сети принято разделять на национальные и региональные. В компании GT Partners Ukraine к национальным отнесли тех операторов, которые присутствуют хотя бы в 4 из 5 экономико-географических регионах страны (Запад, Север, Центр, Восток и Юг).
Согласно данной классификации в Украине насчитывается 11 национальных операторов продовольственной торговли. Остальные же совершают свою деятельность либо в пределах нескольких регионов (региональные сети), либо в пределах одной области (локальные сети).
Самуе большую территорию покрытия занимают магазины компании Fozzy Group – они располагаются в 23 областях Украины. Супермаркеты «Фуршет» покрывают 20 областей нашей страны.
Табл. 2: ТОП 50 food-ритейлеров Украины по географическому покрытию
Источник: GT Partners Ukraine