Германия: Супермаркеты против фермеров. Или за?
Крупнейшие дискаунтеры Германии объявили о резком подорожании сливочного масла. Представители фермерских объединений надеются, что это только первый шаг, и требуют повышения цен на все молочные продукты.
На 30% дороже с 1 октября стала стандартная пачка сливочного масла в филиалах Aldi. На следующий день о готовности последовать примеру ведущего германского дискаунтера объявили Kaiser’s-Tengelmann, Rewe, Penny, Norma и Edeka – их спикеры, как сговорившись, сослались не на собственную выгоду, а на то, что «потребитель привык к примерно одинаковым ценам в сетях супермаркетов». Таким образом, с текущей недели приходится привыкать к новым цифрам: 250-граммовая пачка масла стоит теперь в среднем 85 центов – на 21 цент больше, чем в сентябре.
«Aldi выступил провозвестником долгожданных подвижек на рынке молочных продуктов, – ликует президент германского Союза фермеров Герд Зоннляйтнер (Gerd Sonnleitner), – розничная торговля Германии показала себя гораздо более солидарной с работниками сельского хозяйства, чем федеральные и общеевропейские власти». Напомним, фермеры 16 стран Евросоюза вот уже несколько месяцев ведут изнурительную борьбу за повышение цен на свою продукцию: в настоящее время за литр молока они получают от 20 до 23 центов, настаивая при этом, что для элементарного выживания фермерских хозяйств минимальная цена должна составлять 40 центов.
Вполне возможно, однако, что акция Aldi, к которой с радостью примкнули конкуренты, не имеет ничего общего с классовой борьбой европейских аграриев. По данным Объединения предприятий молочной промышленности BDM, в Евросоюзе в настоящее время формируется «стратегический запас» сливочного масла с целью «умышленного снижения поставок в розничную сеть и соответственного увеличения цен для реализации продукта на внешнем рынке». Да и не в правилах дискаунтеров столь грубо бить по кошельку потребителя. Их политика не только теоретически зиждется на удержании низких цен.
Во времена кризиса они ещё раз доказали на практике свою солидарность с клиентами. В Aldi, например, в текущем году килограммовый кругляшок салями подешевел с 3,79 евро до 3,55, бутылка шипучки Prosecco – с 5,49 до 4,99. Главный конкурент Lidl быстро снизил цену на 1,5-литровую бутылку колы с 79 до 44 центов, стоимость коробки испанского красного вина – до 16 евро вместо 23,94. Цены на хлебобулочные изделия, крупы, сыр и яйца остались неизменными.
А стоимость пресловутого сливочного масла волевым решением руководства обоих концернов была в феврале установлена на отметке 64 цента за 250 граммов – против 73 центов, сформировавшихся в прошлом году в результате резко возросшего спроса на молочные продукты со стороны Китая. К тому же, при глобальной экспансии дискаунтеров, торговым сетям не остаётся другого пути привлечения новых клиентов, кроме дальнейшего снижения цен на продукты питания. Особенно с учётом того, что продажа сопутствующих товаров (колготок, зубной пасты и компьютеров) себя не очень оправдывает: за первые шесть месяцев 2009 года оборот с продажи непищевой продукции в дискаунтных сетях упал на 4,1%.
Тем не менее германский Cоюз фермеров видит в подорожании масла шаг к победе над «упрямством политиков» и надеется, что в ближайшее время дискаунтеры поднимут цены на питьевое молоко с 48 центов за литр до 80 и таким образом «поспособствуют успеху аграриев в переговорах с Федеральным правительством об изменении закупочных тарифов на следующие полгода». Хотя, конечно, логичнее (и оптимистичнее) предположить, что для супермаркетов вопрос привлечения клиентов окажется важнее глобальных сельскохозяйственных проблем. Да и второй по значимости после Aldi продуктовый гигант Lidl своего веского слова насчёт сливочного масла до сих пор не сказал. Хороший знак?
Источник: РГ