All Retail
Опубликовано

Импортеры замороженных овощей и морепродуктов не справились с кризисом на украинском потребительском рынке

Наступившая осень вряд ли принесет радость поставщикам замороженных овощей и морепродуктов. Обычно в это время на рынке наблюдался пиковый спрос на указанные группы товаров, но из-за затянувшегося кризиса реализация практически замерла, и существенного ее оживления не предвидится.

В начале 2009 г. операторы ожидали, что продажи в физическом выражении могут снизиться в среднем на 25%, но рост цен, по их расчетам, должен был несколько сгладить это снижение в денежном выражении.

Между тем, БИЗНЕС предупреждал , что реальное падение спроса из-за ухудшения покупательной способности граждан могло значительно превысить прогнозные показатели, и рекомендовал поставщикам “заморозки” свести ассортимент к нескольким наиболее ходовым позициям и даже, по возможности, временно свернуть ввоз продукции. Однако реальность оказалась хуже самых пессимистических прогнозов: по данным Госкомстата, импорт “заморозки” по итогам января-августа т.г. сократился в 2-4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. При этом доля зарубежного товара на рынке замороженных овощей составляет более 80% (готовая продукция и сырье для фасовки), а рынок морепродуктов почти полностью зависит от импорта. 

Импортная составляющая 

Следует отметить, что в начале 2009 г. у импортеров и в сетевой рознице оставались значительные складские запасы “заморозки”. Но уже в конце весны, по словам операторов, запасы были “выбраны”, и объем реализации сравнялся с объемом импорта. Как говорит Вячеслав Хорев, исполнительный директор OOO “Агама-Трейд” (Киевская обл.; импорт замороженных морепродуктов и овощей; с 2001 г.), вследствие негативного кредитного рейтинга Украины зарубежные страховые компании отказываются страховать ВЭД-операции нашей страны.

Импортерам приходится приобретать продукцию на условиях предоплаты за счет собственных оборотных средств, хотя их “оборотка” тоже оказалась вымыта. Финансовое положение импортеров усугубляется еще и тем, что с момента предоплаты в валюте до получения гривни от розницы проходит минимум три месяца. Да и сами торговые сети, по признанию Александра Иванива, руководителя по развитию бренда Karolina ООО “ЯН Дженерал Продактс Украина” (г.Киев; входит в ГК “Ян & Йенсен”; дистрибуция замороженных продуктов питания; с 1992 г.), в 2009 г. работают с “заморозкой” крайне избирательно.

Во-первых, ассортимент проходит “цензуру” сетевиков, которые отбирают только ходовые позиции. Во-вторых, некоторые сети размещают товар только в магазинах, где “заморозка” пользуется относительным спросом, а не во всех торговых точках, как было ранее. Кроме того, как рассказывает В. Хорев, в связи с сокращением реализации увеличился объем возвратов товара поставщикам. “В результате длительного хранения в торговом зале продукция “заснеживается” и теряет товарный вид, и если до начала кризиса 1% возврата считался уже критическим, то сейчас этот показатель иногда составляет 5-7%”, — говорит он.

Затрудняет работу поставщикам и начавшийся процесс поиска сетевой розницей оптимального формата. Оксана Гринченко, директор по маркетингу ООО “Аскания Frozen Foods” (г.Киев, дистрибуция замороженных продуктов ТМ “Hortex”; с 2004 г.), рассказывает, что некоторые торговые сети то сужают ассортимент до характерного для формата дискаунтеров, то начинают вновь расширять его. Для поставщиков “заморозки” это означает, что их товар то “выбрасывают” с полки, то опять вводят в ассортимент. Прогнозировать продажи продуктов в таких условиях невозможно, сетуют поставщики. 

Отечественная составляющая 

Сокращение импорта теоретически открывает дорогу на рынок отечественным производителям замороженных продуктов. И если рынок морепродуктов вследствие объективных причин украинским поставщикам пока “не по зубам”, то перспектива преодоления сырьевой импортозависимости на рынке овощной “заморозки” выглядит вполне реалистичной. Действительно, как подтвердил  Александр Чечуй, бренд-мененджер ТМ Bonduelle ООО “ЯН Дженерал Продактс Украина”, к осенне-зимнему сезону наблюдается прирост реализации отечественной продукции.

Эксперт отмечает, что снижение спроса на продукцию с начала года было обусловлено высокой ценой на “заморозку”, а не отказом потребителя от продукта как такового. Отечественные же фасованные замороженные овощи предлагаются на 30-40% дешевле, чем зарубежные аналоги, а цены на нефасованную украинскую продукцию в супермаркетах в 2 раза меньше.

Владимир Урсул, директор ООО “Метелица” (г.Одесса; производство замороженных овощей; с 2003 г.), полагает, что сложившаяся ситуация позволит отечественным производителям значительно увеличить свою долю на рынке, и прогнозирует, что в течение пяти лет украинская продукция будет доминировать в структуре продаж. Кстати, по его словам, зарубежные компании уже планируют размещение производств овощной “заморозки” в Украине (в частности, как подтвердили в “ЯН Дженерал Продактс Украина”, французская Вonduelle намерена до 2011 г. инвестировать в украинский завод по производству консервированных и замороженных овощей EUR40 млн). 

В то же время перспективы развития отечественного производства замороженных овощей “упираются” в переход на полное сырьевое самообеспечение. И хотя Олег Авраменко, директор торгово-промышленного дома “БРАВО Украина” (г.Киев; производство замороженных овощей, фруктов, ягод и грибов; фруктовых пюре и концентратов соков; фруктовых ароматизаторов; с 2006 г.), отмечает, что “отечественные производители сырья имеют высокий потенциал для удовлетворения потребностей производителей замороженных овощей и фруктов”, на деле реализовывать этот потенциал пока особо некому. Дело в том, что, как говорит эксперт агрорынка Андрей Ярмак, “самыми важными для “заморозки” являются такие культуры, как цветная капуста, брокколи, брюссельская капуста, сахарная кукуруза, которые в Украине массово не выращивают”.

Во что это “выливается” на практике, пояснил В. Урсул: сейчас его компания закупает сырье у отечественного поставщика, но на поиск такого партнера ООО “Метелица” потребовалось два года. Не лучше дела и с “банальными” картофелем и морковью. Например, как рассказал агроном ООО “Агрохолдинг” (Киевская обл.; производство, переработка и фасовка свежих овощей; с 2004 г.), пожелавший остаться неназванным, во время пикового спроса компания вынуждена закупать часть сырья у сторонних поставщиков. В этих партиях доля выбраковки порой доходит до 60%.

Такая ситуация — следствие недофинансирования производства овощей и несоблюдения технологического цикла. Овощи и фрукты для потребительского рынка нуждаются либо в дорогой и бережной ручной уборке, либо в уборке с помощью современной техники, требуют использования тщательно подобранного семенного фонда и обязательного внесения удобрений и средств защиты растений. К сожалению, на всем этом аграрии вынуждены экономить. Кроме того, они предпочитают вкладывать в культуры, которые приносят быструю отдачу — зерновые, масличные. 

Учитывая все вышесказанное, операторы крайне осторожно прогнозируют итоги продаж замороженных овощей и морепродуктов в 2009 г. Конечно, они рассчитывают, что наступивший сезон все-таки несколько оживит потребительский спрос. Однако этот расчет оправдается, только если курс гривни стабилизируется — пока же приходится рассчитывать на импорт.

Источник: allretail.com.ua

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или