Россия: X5 Retail Group запускает бюджетные гипермаркеты "Пятерочка-макси"
Идя на поводу у моды на мультиформатность, которую диктуют Wal-Mart, Carrefour, Tesco и другие крупные ритейлеры, российская X5 Retail Group планирует начать развитие нового формата магазинов. Гипермаркеты под названием "Пятерочка-макси" будуть иметь торговую площадь 4 тыс. кв. м и узкий ассортимент в 5 тыс. позиций, - сообщает «Коммерсантъ-Россия». За счет невысоких наценок (валовая маржа ожидается на уровне 17% против 22% в "Пятерочках") новые магазины Х5 должны приносить сопоставимую с традиционными гипермаркетами выручку при меньших затратах на их открытие (до $8 млн и $10-15 млн соответственно).
Новый формат магазинов формат разработан для регионального развития X5 Retail Group. Для сравнения, гипермаркеты "Карусель" сейчас имеют площадь до 10 тыс. кв. м и ассортимент в 30-35 тыс. позиций, стандартные "Пятерочки" продают 3,5 тыс. товарных позиций на торговой площади 350-450 кв. м. Первые два магазина нового формата Х5 планирует открыть уже в этом году, но где они будут расположены, пока не известно.
"Пятерочка-макси" — это прототип мексиканской сети Bodega Aurrera, которую развивает Walmart. Эти магазины обычно расположены за городом и предлагают покупателям ограниченный набор продуктов (формат подразумевает практически полное отсутствие скоропортящейся продукции) по очень низким ценам за счет экономии на отделке помещений, оборудовании, персонале и т. д. Сейчас "Пятерочка" тратит на персонал примерно 10% от своей выручки, новый формат подразумевает сокращение этих затрат примерно до 7. Валовая маржа новых магазинов ожидается на уровне 17% (у гипермаркетов "Ашан" — около 19%, у "Пятерочек" — 22%). Цены в "Пятерочках-макси" будут на 5-6% ниже, чем в обычной "Пятерочке". Инвестиции в строительство одной "Пятерочки-макси" директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко оценивает в $7-8 млн, окупаемость магазина — четыре-пять лет.
Напимним, что сейчас Х5 Retail Group развивает четыре основных формата — мягкие дискаунтеры "Пятерочка", гипермаркеты "Карусель", супермаркеты "Перекресток" и премиальный формат — "Зеленый Перекресток". Выручка X5 в 2009 году составила $8,675 млрд, или 275,183 млрд руб. "Альфа-групп" принадлежит 47,9% X5, 23,1% — у основателей "Пятерочки", у менеджмента — 1,9%, казначейские бумаги — 0,1%, free float — 27%. Капитализация вчера на LSE — $9,559 млрд.
В России форматы, подобные "Пятерочке-макси", не представлены, отмечает совладелец ГК "Виктория" Николай Власенко. Гипермаркеты "Радуга" с усеченными ассортиментом и площадью в конце прошлого года открыл "Ашан", напоминает господин Кривошапко. "Радуги" были открыты в Калуге и Пензе — их площадь около 5 тыс. кв. м, а ассортимент 10 тыс. кв. м (стандартный гипермаркет "Ашан" занимает площадь 10-15 тыс. кв. м и насчитывает 45 тыс. товарных позиций). Чтобы "Пятерочки-макси" были эффективными, необходимо, чтобы каждый магазин мог делать ежемесячную выручку $2 млн,— это сопоставимый с обычным гипермаркетом показатель, отмечает Николай Власенко. При ограниченном ассортименте этого можно достичь, только если покупатель будет делать покупки оптом.
Источник: www.allretail.com.ua