
Deloitte: Международные FMCG компании сокращают обороты, но сохраняют прибыльность
Компания «Делойт» опубликовала ежегодный доклад «2011. Глобальный сектор потребительских товаров», в рамках которого был составлен рейтинг 250 крупнейших международных компаний по производству товаров FMCG. Отчет составлялся на основании чистой выручки компаний в 2009 финансовом году, который закончился 30 июня 2010 года.
В результате, лидирующую позицию в прошлом году заняла компания Samsung Electronics, продемонстрировавшая рост чистой выручки на 14,6%. За ней, несмотря на некоторое снижение объемов продаж, следуют Nestle, Panasonic, Procter&Gamble и Sony.
В докладе «Делойт» также сообщается, что у 60% компаний в минувшем финансовом году упал объем продаж. Совокупное сокращение продаж ТОП 250 предприятий по производству FMCG составило 1,2%. Несмотря на то, что темп падения оборота в некоторых компаниях замедлился (а у некоторых в четвертом квартале начал рост), у 149 из 250 ТОП компаний годовой прирост продаж в целом был негативным.
Тем не менее, в сложившихся неблагоприятных рыночных условиях многие компании действовали оперативно, и изменили свои структуры издержек с целью сохранения и улучшения рентабельности. В результате этого, совокупный коэффициент прибыльности 215 компаний, которые представили информацию об итоговых данных, улучшился. В 2009 финансовом году их коэффициент прибыльности увеличился с 5,6% до 6.4%. В разительном контрасте с удручающими данными по объемам продаж, почти 90% компаний (193 из предоставивших отчет о результатах деятельности) были прибыльными (в 2008 году таких компаний было 80%).
По данным исследования, коэффициент прибыльности компаний, головные офисы которых находятся в Северной Америке, был самым высоким, и достигал 9,4%, За ними следуют компании с штаб-квартирами в Африке и на Ближнем Востоке (7,9%) и Европе (7,2%). Тем не менее, компании из Северной Америки также испытали самое резкое снижение продаж, где отрицательный темп роста, согласно отчету, составил -3,2%.
Латинская Америка была единственным регионом, компании которого предоставили отчеты о позитивной динамике роста продаж. В этом регионе объем продаж увеличился на 16,3%, а чистая норма прибыли 8 компаний составила 5%.
Д-р Ира Калиш, директор направления по обслуживанию предприятий по производству потребительских товаров в США, подытожил: «Экономические условия для компаний по обслуживанию потребителей оставались на протяжении минувшего финансового года суровыми и драматично повлияли на самые ходовые виды товаров. Забегая вперед, можно спрогнозировать, что предприятия этой индустрии будет характеризовать недостаточный спрос в экономически развитых странах и чрезмерное ускорение экономического развития в развивающихся странах. Неустойчивость валютного курса, рост цен на товары, изменение фискальной политики – все эти факторы тоже представляют собой повод для беспокойства».
В докладе «Делойт» указывается, что большие возможности для роста продаж представляет собой формирующийся в странах с развивающейся экономикой средний класс, ряды которого, как ожидается, ежегодно будут пополнять 70 миллионов новых потребителей. Однако, для того чтобы воспользоваться этой возможностью в полной мере, компании должны быть готовы к внедрению радикальных инноваций с целью поставки необходимых товаров по цене, которая будет значительно ниже, чем цена на аналогичные товары в странах с развитой экономикой. В частности, по словам Лоренса Хаттера, глобального руководителя направления по работе с предприятиями по обслуживанию потребителей компании «Делойт», страны с развивающейся экономикой станут «инновационной мастерской». «Компании приспосабливаются, разрабатывают новые товары, услуги, производственные и маркетинговые методики, чтобы соответствовать образу жизни и ценностям своих потребителей. Можно также ожидать большее количество слияний и поглощений в азиатско-тихоокеанском регионе, особенно в Китае, а также Латинской Америке, в частности, в Бразилии. Эти рынки продолжают интенсивно развиваться, а иностранные и местные FMCG компании намерены воспользоваться такой возможностью».
На
развитых рынках, которые имеют довольно ограниченные возможности для
роста, производители потребительских товаров ориентируются на поколение
детей, родившихся в период демографического бума – самым старшим из них
исполняется в этом году 65 лет. «Реакцией американских компаний,
старающихся угодить и заполучить долю рынка, обслуживающего довольно
состоятельное поколение, стал тщательный пересмотр ассортимента,
увеличение формата визуальной информации и размещение полок в магазинах
на более низком уровне. Стареющее население таких стран, как
Великобритания, Германия, Япония и даже Китай и Россия, представляет
собой аналогичные возможности, и можно ожидать, что для этой группы
будут разработаны новые товары. Например, компании по производству
потребительских товаров уже лидируют в направлении функциональных
продуктов питания, применяющихся для лечения болезней и улучшения
здоровья и самочувствия» - комментирует д-р Ира Калиш.
Чтобы скачать копию отчета «Мировые лидеры по потреблению продукции» посетите сайт www.deloitte.com/consumerbusiness
ТОП 10 FMCG компаний мира по чистой выручке от реализации (дол. США)
Компания
Страна происхождения
Чистая выручка от реализации за 2009 год (миллионов долларов США)
Рост чистой выручки в 2009 финансовом году (%)
Samsung Electronics
Южная Корея
109,805
14.6
Nestle
Швейцария
99,398
-2.1
Panasonic
Япония
79,966
-4.5
Procter & Gamble
США
78,938
-0.1
Sony
Япония
67,839
-11.5
LG Electronics
Южная Корея
57,630
215.3
Nokia
Финляндия
57,158
-19.2
Unilever
Великобритания и Нидерланды
55,538
-1.7
PepsiCo
США
43,232
0
Kraft Foods
США
40,386
-4.3
* Отдел исследований компании «Делойт» в США является частью «Делойт Сервисиз Эл.Пи.»
По материалам Deloitte
Источник: www.allretail.com.ua