
Украинский ритейл-2009: проблемы и перспективы
2009 год обещает стать переломным в развитии украинского рынка розничной торговли, считают специалисты компании GT Partners Ukraine. Особенно это касается отечественных сетей. Уже сейчас большинство из них заявило о снижении своего развития в территориальном масштабе, а некоторые вообще близки к банкротству.
Экономический кризис бросил вызов для всех форм организованной торговли (супермаркеты, гипермаркеты, магазины «у дома»). В тоже время он может стать своеобразным шансом для реанимирования влияния рынков на отечественного потребителя, вернув их на лидерские позиции среди мест, где украинцы делают покупки продовольственных товаров.
Генеральный директор компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля прогнозирует, что в 2009 году будет зафиксировано рекордное количество сделок M&A (слияние и поглощение) в сфере ритейла. Поглощены будут в основном региональные сети, а национальные операторы ритейла будут рассматривать (или уже рассматривают) возможность привлечения стратегического инвестора. Уже 2008 продемонстрировал первые тенденции такого поворота событий, когда новых хозяев обрели следующие сети:
• «Fresh» (Черкассы, 6 магазинов) – приобрела компания «Союз»;
• «ЖЖЖ» (Белая Церковь, 3 магазина) - приобрела компания «Союз»;
• «Стандарт» (Житомир, 2 магазина) - приобрела компания «Союз»;
• «КИТ» (Запорожье + Бердянск, 15 магазинов);
• «Буми маркет» (Киевская, Черниговская, Сумская и Житомирская область, 40 магазинов) – приобрела компания «Фоззи»;
• «Тристан» (Сумская область) - приобрела компания «ЭКО-маркет».
По словам эксперта, такие инвесторы могут найтись среди торговых сетей Польши, стран Прибалтики, Скандинавии и Германии, которые имеют в наличии временно свободные средства и готовы их инвестировать в украинский бизнес. В то же время маловероятен приход российских сетей, где наблюдаются такие же проблемы, как и в Украине. Показательным стал уход с рынка компании «Мосмарт», которая заявляла о намерении развить в Украине (совместно с инвестиционным фондом EastOne) мощной сети гипермаркетов.