
Этапы развития рынка розничной торговли в Волынском и Ровенском регионах
Развитие рынка современной розничной торговли в Волынской и Ровенской области началось приблизительно в одно и то же время - в середине 2001-начале 2002 гг. Родоначальниками первых больших магазинов в этих регионах были местные бизнес-структуры: сеть «Наш Край» была основана компанией «Волвест», а «Вопак» и «Пакко» - корпорацией «Пакко» (позже – холдинг «Пакко»).
До того времени основной популярностью у местного населения среди мест совершения покупок продуктов питания играли рынки – Варшавский рынок в Луцке и Центральный рынок в Ровно.
Первые магазин сети «Наш Край» был открыть в городе Ровно, по ул. Дворецкой в 2001 г., второй - в г. Луцк, по ул. Ковельской. Тогда же были открыты и первые магазины «Пакко» (формат cash & carry), констатируют аналитики консалтинговой компании GT Partners Ukraine. Параллельно с вышеназванными операторами ритейла в г. Ровно начала развиваться сеть «Лита».
На протяжении всех последующих нескольких лет все названные сети за основу ставили количественное развитие, как в областных центрах, так и в райцентрах Волынской и Ровенской областей.
Так, на данный момент ситуация в двух регионах такова:
Руководитель отдела исследований ритейла компании GT Partners Ukraine Андрей Михайлов информирует, что в августе 2003 г. в регионе появился первый представитель национального оператора розничной торговли – открылся супермаркет «Сільпо» в г. Ровно по ул. Киевской. За 4 года открылось еще три магазина «Сільпо» в Ровно и один в Луцке (в торговом центре «Слон», где раньше торговал «Вопак»).
В ноябре 2005 был реализован проект первого гипермаркета «Там Там» в г. Луцк. Торговая площадь магазина составила 3500 кв.м. В данный момент происходит процесс оптимизации концепции гипермаркета, в рамках которой он станет якорной частью ТРЦ Port City.
В последующие годы большие магазины были открыты и в Ровно:
• в августе 2006 г. - «ЕКО-маркет» (в помещении ЦУМ-а, торговая площадь - 1500 кв.м.);
• в феврале 2007 г. – «Арсен» (ул. Коновальця, торговая площадь – 2000 кв.м.);
• в октябре 2007 г. – «Велика кишеня» (ТРЦ «Экватор», ул. Макарова, торговая площадь – 4500 кв.м.);
• в августе 2008 г. – «Фреш» (ул. Черняка, торговая площадь – 2400 кв.м.) и «Край» (ТЦ «Чайка»).
Первый и пока единственный западный оператор ритейла – Metro Cash & Carry – открыл свой магазин в Ровно в ноябре 2007 года.
Основную долю рынка г. Луцк по показателю товарооборота удерживают магазины холдинга «Пакко» («Вопак» и «Пакко») – около 30% рынка. Но наибольшей популярностью среди всех торговых точек Луцка пользуется гипермаркет «Там Там» - 19% рынка (более 5000 покупателей в день).
В г. Ровно магазины киевской компании Fozzy («Сильпо», «Фора» и «Фоззи») в совокупности удерживают 27% рынка от общего товарооборота. Среди всех торговых точек города наиболее посещаемыми являются магазин «Сільпо» по ул. Киевской и «ЕКО-маркет», находящийся в помещении центрального универмага.
По показателю совокупной торговой площади в областных центрах наблюдается такая картина:
Луцк
Сеть
Ровно
Сеть
Если взглянуть на современные карты Луцка и Ровно с обозначенными на них всеми действующими торговыми точками, то можно сделать вывод, что в городах практически не осталось потенциально привлекательных мест для открытия новых магазинов. Это говорит о том, что данный рынок в этих городах находится на стадии близости к насыщению.
Из относительно интересных мест для открытия новых торговых точек в Луцке можно назвать земельный участок по ул. Ковельской в районе русла реки Стырь; участок на пересечении проспекта Молодежи и Возрождения; а также участок в районе ул. Брынского. По всем этим объектам в разное время велись исследования и предлагались концепции строительства торговых центров. Нехватку в мощном продуктовом якоре испытывает также и Луцкий центральный универмаг.
Генеральный директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля прогнозирует, что в 2009 и последующих годах некоторые существующие в Луцке и Ровно городах могут обрести новых владельцев в лице крупных иностранных инвесторов. При этом, такой инвестор может прийти как из числа заграничных инвестиционных фондов (как это случилось с львовской сетью дискаунтеров «Барвинок»), так и из числа непосредственно крупных ритейлеров. Предполагается выход на украинский рынок кого-то из сетей Biedronka, Netto, Tesco Express, Carrefour 5 minute и других.
Новые технологии розничной торговли, внедренные западными сетями, помогут украинскому ритейлу выйти на новый уровень развития, где региональная экспансия отойдет на второй план, а основной акцент будет уделяться повышению уровня сервиса, качественному позиционированию и модернизации системы категорийного менеджмента в торговых точках.