«Мелочи у дома»: «Магнит» расширяет свою сеть магазинов формата дрогери
По данным Infoline & Retailer Russia, крупнейшая по количеству магазинов сеть FMCG «Магнит» в 2012 году планирует открыть до 550 магазинов дрогери. В 2011 под брендом «Магнит-косметик» уже было открыто 200 таких магазинов. Судя по всему, направление оказалось успешным.
Парфюмерно-косметический рынок в России уверенно растет: 13,1% в год в 2011 году с таким же прогнозом на 2012 год. При этом, по мнению экспертов, при обилии игроков уровень консолидации на этом рынке довольно низок. Обеспечивают население косметикой и бытовой химией крупные супермаркеты, сетевая торговля (Avon, Oriflame), аптеки и специализированная розница («Л’Этуаль», Bon Joli, «Рив Гош»).
По динамике выручки и доли рынка благодаря своей агрессивной политике лидирует «Рив Гош». При этом и у «Рив Гош», и у «Иль дэ ботэ», и у «Л’Этуаль» наблюдается снижение выручки с квадратного метра, вызванное усилением конкуренции, сообщает «Expert Online» .
Значительные объемы парфюмерно-косметической продукции реализуются сетями FMCG, особенно гипермаркетами, в которых для реализации данной товарной категории отведены значительные площади, в том числе в формате shop-in-shop — весьма популярный в 2011 году. Однако гипермаркеты предлагают низкий уровень сервиса, находятся далеко от дома, покупателям в них приходится выстаивать длинные очереди. В супермаркетах, имеющих отделы бытовой химии, ассортимент товаров небольшой.
Все более значимым каналом реализации парфюмерно-косметической продукции становятся аптечные сети, для которых данная ассортиментная группа становится привлекательной в условиях жесткого госрегулирования розничной торговли лекарственными средствами.
На долю сетевиков приходится 25% продаж. Лидеры сегмента прямых продаж — Avon, Oriflame, Amway, Mary Kay и Faberlic. Кроме того, в 2011 году появились новые игроки — немецкая LR Health & Beauty Systems открыла офис в Москве и дистрибуторский центр в Санкт-Петербурге. Впрочем, выручка от прямых продаж будет расти медленнее рынка, что связано с оттоком консультантов.
На этом рынке с большим количеством конкурентов, но низким уровнем консолидации развитие сетей дрогери представляется перспективным направлением. «Магнит» уже не первая сеть, пытающаяся занять эту нишу. В марте этого года о своем решении развивать сеть косметики и бытовой химии «у дома» заявило ООО «ТД Интерторг» (магазины «Народная семья», «Идея» и Spar). Еще раньше этот сегмент пыталась освоить компания «Продовольственная биржа» (сеть «Полушка»), но неудачно.
«Для формата "мелочи у дома" характерен низкий уровень трафика и небольшой средний чек, — комментирует генеральный директор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. — В результате получаются низкие показатели выручки с квадратного метра, примерно в два раза ниже, чем у магазинов формата FMCG».
Для «Магнита» формат дрогери привлекателен еще и потому, что ресурс роста для продуктовой сети у компании частично исчерпан. К тому же требования к помещениям под торговлю косметикой и бытовой химией значительно ниже: товарам дрогери не нужны особые условия хранения, логистика намного проще продовольственной, так как позволяет осуществлять доставку с меньшей периодичностью, реализация ассортимента за месяцы и годы дает возможность сокращать потери от списанных товаров, а электрическая энергия расходуется только на освещение торгового зала.
Прогнозы экспертов для «Магнит-косметик» довольно оптимистичны: ожидается, что по итогам 2012 года сеть приблизится к лидеру сегмента по количеству магазинов — сети «Санги стиль».
В целом, по мнению аналитиков Infoline & Retailer Russia, в 2012 году ключевыми трендами будут являться усиление конкуренции между федеральными ритейлерами и увеличение доли интернет-продаж крупнейших федеральных сетей.