Владельцем чайно-кофейного бизнеса «Гранд» становится холдинг Tata из Индии
Один из мировых производителей чая и кофе Tata Global Bevereges выкупил 49% SuntyCo Holdings (марка Grand) у своего партнера — основателя чайно-кофейного дома «Гранд» Александра Борисова. Сумма сделки могла превысить $70 млн. Теперь на российском рынке чая и кофе осталось только два крупных независимых игрока — «Май» и «Орими Трейд», которые в скором времени также могут быть поглощены западными корпорациями.
О том, что Tata Global Bevereges (Tata GB) стал единственным владельцем СП SuntyCo Holdings, рассказал сам Александр Борисов. Генеральный директор Tata GB в России Колин Бернс подтвердил выкуп 49% SuntyCo, отметив, что сделка совершалась при участии Европейского банка реконструкции и развития.
Совместная компания SuntyCo была создана торговым домом «Гранд» (основан в 1994 году), Tata GB и ЕБРР в 2009 году. Со своей стороны, «Гранд» должен был внести в СП торговые марки (в том числе флагманский бренд Grand), несколько производственных площадок и систему дистрибуции. Тогда активы SuntyCo оценивались в $60 млн - сообщает Коммерсант
Tata Global Beverages подразделение индийской Tata Group. Акционеры: Tata Group (35,2%), индийские финансовые институты (16,4%). Капитализация — $1,46 млрд. Выручка за 2011-2012 финансовый год, завершившийся 31 марта 2012 года,— $1,185 млрд, чистая прибыль — $63,7 млн. Производит чай и кофе под брендами Tata Tea, Tetley, Tata Coffee, Himalayan, Eight O'Clock Coffee и др.
Эксперты уверены, что после поглощения Tata GB чайно-кофейного дома «Гранд» российский рынок чая и кофе ожидает дальнейшая консолидация. По данным ассоциации «Росчайкофе», на сегодняшний день порядка 70% российского рынка чая и кофе в стоимостном выражении контролируют иностранные корпорации, такие как Unilever, Ahmad, Nestle, Tata GB, Kraft foods, Strauss Coffee. На долю крупнейших российских игроков — «Май» и «Орими трейд» — приходится не более 25% этого рынка, остальное делят более мелкие компании.
По оценкам Euromonitor International, в 2011 году российский рынок горячих напитков (кофе, чай) составил 226,121 млрд руб. (объем продаж; из них на кофе пришлось 116,935 млрд руб., на чай — 106,855 млрд руб.), прогноз на 2012 год — 252,399 млрд руб. Крупнейшими игроками, по оценкам Euromonitor, в 2011 году были «Орими Трейд» (14,5%; ТМ чая — «Принцесса Нури», «Принцесса Гита», кофе — «Жокей»), Nestle (14,2%; Nescafe), Kraft Foods (9,7%; кофе Jacobs Monarch, Carte Noire) и «Май» (5,7%; чай «Майский», «Лисма», Curtis). По данным Tata, на продукцию SuntyCo приходится 4-5% рынка.
Аналитики уверены, что крупные российские чайные дома в ближайшее время могут потерять свою независимость. Это подтверждают и намерения Tata. «Россия по-прежнему остается важнейшим рынком для нас. Рынком, на котором мы планируем построить гораздо более обширную базу путем приобретений и органического роста»,— заверил Колин Бернс. Основатель «Мая» Игорь Лисиненко согласен, что консолидация российского чайно-кофейного рынка неизбежна, но будет растянута во времени.
«Это очевидный процесс, который уже произошел во многих отраслях FMCG. И совсем не обязательно, что консолидацией займутся иностранцы, может, и компания «Май» кого-то поглотит»,— заявил господин Лисиненко. «Действительно, к нам постоянно обращаются инвестиционные банки от имени западных инвесторов, однако никаких переговоров мы не ведем и в ближайшие пять лет не собираемся»,— отметил председатель совета директоров группы «Орими Трейд» Александр Евневич.