Логистический взгляд на развитие цивилизованной розницы в Украине: Часть 3
Заключительная часть логистического трактата
Выбор логистического партнера: анализ логистических операторов, которые обслуживают сетевую розницу
Очевидно, что сегодня для крупных компаний, прошедших поступательный путь эволюции, вопрос дальнейшего развития собственных логистических мощностей либо передачи логистики на аутсорсинг, действительно, актуален. Однозначно в пользу логистического аутсорсинга «голосуют» компании, выходящие на рынок либо нацеленные на стремительную региональную экспансию, когда эффект кооперации с логистическим оператором способен обеспечить приемлемый «возврат на инвестиции» в сжатые сроки.
При выборе партнера—логистического оператора, компании сталкиваются с вопросом: работать с одним оператором или несколькими? Несмотря на то, что большинство современных логистических провайдеров способны выполнять весь комплекс услуг и готовы принять на обслуживание «любой» объем грузопотоков, заказчик очень часто предпочитает работать с несколькими операторами. Такое распределение операционных и прочих рисков возможно по линейному принципу, когда объем грузопотока разделяется между несколькими логистическими операторами, или по функциональному, когда часть услуг выполняет один оператор, а другую часть — другой.
На наш взгляд, второй подход наименее оправдан, так как предусматривает сложную координацию между различными функционалами (то есть подразделениями компании-заказчика). При любом варианте управление информационными потоками полностью ложится на плечи заказчика. Это значительно увеличивает затраты на администрирование логистики, а также приводит к тому, что все риски, связанные со сбоями в информационных потоках (а они также имеют вполне «твердую» денежную оценку), ложатся на того же заказчика.
Распределение грузопотоков между разными операторами «полного цикла» — более оправданный подход в украинских условиях; в особенности, это касается международной логистики. Ведь осуществляя весь комплекс логистических услуг, оператор принимает на себя все риски — сроки, качество, страховое покрытие и т.д. При этом для заказчика система управления рисками внутри логистического оператора абсолютно не прозрачна, так же, как и его финансовая состоятельность.
Стремление работать с несколькими операторами, если позволяет специфика товарных потоков, – достаточно взвешенное решение с точки зрения управления рисками. Доверяя деньги банку, клиент знает, что банковская система хотя бы находится под пристальным контролем государства и финансовое состояние банковских институтов более или менее прозрачно. Доверяя же товар на аналогичную сумму логистическому оператору, заказчик вынужден руководствоваться собственными представлениями о той или иной логистической компании, теми немногочисленными и спорными рейтингами провайдеров, которые существуют у нас в стране и, конечно же, опытом работы в ритейле, который на сегодня имеют лишь несколько компаний в Украине.
Перспективы развития логистических моделей в украинском ритейле
Основным направлением развития розничной торговли в ближайшем будущем станет движение из крупных городов в более мелкие, а также – из уже хорошо освоенных центральных регионов в другие. Ведь во многих регионах уровень проникновения сетевой розницы пока столь высок, что связано с проблематичностью оптимальных поставок на регулярной основе, отсутствием подходящих объектов недвижимости и невысокой покупательской способностью населения. Очевидно, что экспансия в регионы требует от торговых операторов и, кроме прочего, разрешения проблем в области логистики. Среди основных факторов, сдерживающих развитие (наряду с уровнем потребления и наличием качественных торговых площадей) - это единственная проблема, которая может быть решена усилиями самих ритейлеров.
Очевидно, вопросы развитости логистической инфраструктуры и профессионального уровня операторов для продуктовых сетей более актуальны в контексте ограниченного жизненного цикла «температурных» категорий товаров, а также на фоне тенденции роста продаж продуктов с более короткими сроками хранения. Поэтому сегодня многие торговые компании связывают свои дальнейшие перспективы с построением или развитием собственной системы национальной логистики, что подразумевает существенные вложения в распределительные центры и инфраструктуру в регионах.
Другие текущие и перспективные тренды развития ритейл-сектора в Украине, по нашему мнению, таковы:
- усиление фокуса на управление ассортиментом и полочным пространством в магазинах;
- построение эффективной многоуровневой системы логистики;
- интеграция собственной логистики с логистикой 3PL-провайдеров, в первую очередь, в области транспортного обеспечения и использования региональных складских площадок операторов для построения кросс-докинговых платформ;
- вложения в современные инструменты прогнозирования спроса и потребностей конечных потребителей для построения эффективных систем управления запасами в канале дистрибуции;
- внедрение эффективных технологий управления маршрутизацией и транспортом (TMS).
Говоря о современном рынке ритейла, нельзя обойти вниманием и столь важное направление, как Интернет-торговля. И хотя наша страна пока не отличается высоким уровнем развития данного сегмента торговли, но текущие тренды (рост Интернет-аудитории, увеличение доли online-покупок) не могут не впечатлять. Тем не менее, «электронные коммерсанты» называют ряд причин, препятствующих развитию Интернет-торговли в Украине. В первую очередь, это неразвитость системы электронных платежей, а также проблемы с логистикой.
Сегодня все еще трудно спрогнозировать, что произойдет с украинским рынком ритейла в ближайшее время, поскольку политика все еще оказывает значительное влияние на отечественную розницу, да и в последовательности государственной политики в этом секторе мало кто уверен. Ряд экспертов полагают, что в ближайшие 5-10 лет украинский рынок розницы будет «захвачен» международными торговыми сетями, которые смогут вытеснить национальные компании, как это произошло в странах Центральной и Восточной Европы (где на сегодняшний день местная розница представлена, в основном, в форме мелких магазинчиков и региональных супермаркетов среднего формата).
Поэтому уже сейчас украинским сетям (тем, кто не попал в надежные и заботливые объятья властных олигархов) следует предпринять все необходимые меры, чтобы противостоять конкуренции со стороны «иностранцев», которые, очевидно, восстановят свое активное развитие после повышения и стабилизации потребительских возможностей и «зеленого света» от международных (в т. ч. финансовых) институций. В первую очередь, «нашим» компаниям необходимо повышать качество обслуживания в магазинах и эффективность управления всей «сеткой». И в помощь здесь должны прийти такие давно «откатанные» на Западе технологии «на стыке» продаж, маркетинга и логистики, как управление запасами, категорийный менеджмент, различные IT-системы, сокращающие время на принятие адекватных управленческих решений, кооперационные программы с производителями и поставщиками.
Уже сегодня многие украинские розничные сети занимают достаточно прочные позиции в своих сегментах цивилизованного ритейла, и владельцы некоторых из них рассматривают варианты «слияний-поглощения». Это также может служить оправданной стратегией развития сети, но в этом случае ритейлер должен заранее подумать об увеличении своей капитализации, т.к. часто западных партнеров в меньшей степени интересуют капитальные активы (заводы, фабрики, склады и т.п.), а акцентировать внимание на таких показателях, как степень развития сети, географическая представленность, система управления и персонал, система контроля, прозрачность отчетности, количественная / качественная дистрибуция.
Даже если международные ритейл-операторы не станут правильным катализатором для украинской розницы, локальные сети постоянно подстегиваются конечным потребителем, чьи требования и ожидания в 3-м тысячелетии становятся все жестче. Поэтому, хотят того украинские ритейлеры или нет, но многим из них придется всерьез реорганизовать свой бизнес, что потребует и «сдвига» ментальности, и существенных инвестиций, и привлечения «новых мозгов».
Автор: Олег Каленский, Управляющий партнер компании "3e consultants"