
На Real Estate Forum 2012 были представлены лучшие проекты недвижимости Украины
В рамках Real Estate Forum 2012 впервые были представлены лучшие проекты недвижимости уходящего года. Представители международных консалтинговых компаний совместно с девелоперами раскрыли секреты концепций данных проектов, критерии оценки доходности, суммы инвестиций и ключевые инструменты их привлечения.
Сергей Кекух, Старший менеджер Ernst & Young, открыл форум специальным докладом на тему: «Итоги 2012 и перспективы развития рынка недвижимости в Украине на 2013 год». В своем выступлении г-н Кекух представил общие тенденции рынка недвижимости, сообщил, что рынок недвижимости показал себя с хорошей стороны, так как наблюдался рост предложений во всех сегментах. Это говорит о том, что рынок начинает набирать обороты и ситуация улучшается. Однако спрос оставался стабильным, потому происходили определенные изменения рынка арендных ставок. По словам докладчика, на рынке недвижимости Украины существует, так называемая, «олигополия», когда небольшое количество активных компаний задают тон рынку. Среди достижений 2012 года г-н Кекух назвал проект ТРЦ Ocean Plaza и открытие торговых центров в регионах, объяснив, что они являются примерами правильной концепции и удачного расположения. Что касается состояния рынка гостиничной недвижимости, докладчик заметил, что в этом сегменте в Киеве за последние 5 лет наблюдается качественный и количественный прирост номерного фонда.
Первым проектом, представленным в программе Real Estate Forum`12, был ТРЦ Ocean Plaza, недавно введенный в эксплуатацию. Виталий Бойко, Управляющий партнер, UTG (Украинская Торговая Гильдия) затронул вопросы истории создания проекта ТРЦ Ocean Plaza, рассказав о том, как эксперты компании UTG выполнили Feasibility study и доказали, что реализация данного проекта является выгодной. По словам г-на Бойко, ТРЦ Ocean Plaza в основном ориентирован на средний класс, также его отличительная особенность – это пять этажей, тогда как ранее оптимальными считались двух и трехэтажные строения. Кроме того, в нем был соблюден баланс между якорными, развлекательными и галерейными территориями. Достопримечательностью данного ТРЦ стал крупнейший в Украине публичный аквариум объемом 350 тыс. литров морской воды, в котором поселились более 1000 морских обитателей. Докладчик поделился секретами успеха данного проекта, раскрыл особенности работы с арендаторами, а также рассказал о результатах сотрудничества и первых итогах работы ТРЦ Ocean Plaza.
Выступление продолжила Анна Попруга, Руководитель департамента маркетинга и продаж компании К.А.Н. Девелопмент, которая презентовала следующий объект - ТРК Respublika - первый мега-молл в Украине. По словам г-жи Попруги, 1/3 часть проекта в данный момент уже реализована, а запуск его запланирован на первый квартал 2014 года. Трехуровневый проект с инвестициями $350 млн. имеет паркинг, торговый и развлекательный уровни, расположен на крупнейшей транзитной артерии Киева – Кольцевой дороге. Планировочные решения комплекса - это его разделение на несколько зон: проекты Fashion, Family Fashion, Luxury, Casual, а также развлекательная и якорная территория. Кроме того, по словам г-жи Попруги, концепция ТРК будет включать в себя еще и такие уникальные форматы как деликатесный супермаркет, зоны органических продуктов и товаров для дома. ТРК Respublika - это также самый большой в Украине крытый развлекательный парк площадью в 22 тыс. кв. м., включающий в себя: американскую и экстрим горки, всевозможные карусели, симуляторы, аттракционы, ледовый каток, боулинг, фитнес-центр, cinema комплекс, спорт-бар, ice bar и др.
С примером успешной реализации проекта торговой недвижимости в Херсоне познакомили аудиторию Заместитель руководителя департамента торговой недвижимости компании CB Richard Ellis, Вадим Зинченко и Руководитель отдела маркетинга и рекламы Будхаус Групп, Николай Новиков. Региональный торговый центр Fabrika - первый ТРЦ в Херсоне. Крупнейший в Украине одноэтажный торговый центр открылся в марте 2012 года.
По словам г-на Зинченко, уникальность ТРЦ Fabrika в том, что на его площади находятся крупнейший в Украине «Сильпо», первые в регионах крытый картинг и «Sport Life», а также многие другие новшества для городов с населением менее 700 тыс. человек. Якорными арендаторами, которые составляют около 70% площади ТРЦ, являются кинотеатр «Мультиплекс», боулинг «Lucky Strike», магазин «Спортмастер», ледовый каток и роллердром.
По статистике, предоставленной системой подсчета посетителей, за ноябрь торговый центр посетили 685 тыс. человек, а с момента открытия там побывало 3,75 млн. человек с учетом, что в среднем посетитель находится в ТРЦ Fabrika около 65 минут, а средняя сумма покупки увеличивается на 35% каждый месяц. Стратегия создания данного ТРЦ имеет тематическую концепцию: проект реализуется на базе промышленного производства, а именно реконструкции третьего цеха Херсонского хлопчатобумажного комбината. Интерьеры торгового центра отражают советскую эпоху 60-70 гг. По словам г-на Новикова, проект стал центром культурной и общественной жизни города Херсона. В докладе были презентованы различные виды маркетинговых активностей, реализованных за время работы ТРЦ. Это и социальные проекты, и программы лояльности с разнообразными награждениями, и детские праздники, конкурсы, концерты. Активно используются маркетинговые коммуникационные on-line инструменты (веб-страница ТРЦ, социальные сети), а также сервисные услуги, например, бесплатные маршрутные рейсы.
Следующий проект, презентованный в рамках форума - МФК «Вырлица». Многофункциональный комплекс «Вырлица» - масштабный градостроительный проект, функциональное зонирование которого предполагает создание нескольких крупных составляющих: торгово-развлекательной, офисно-деловой и гостиничной. Татьяна Честнейшая, директор Департамента управления активами компании XXI Century Investments, выступила с докладом об особенностях реализации ТРК «Вырлица». Как сообщила г-жа Честнейшая, особенность МФК в том, что в общий комплекс будут входить 2 гипермаркета: строительный (Leroy Merlin) и продуктовый (Auchan SA), которые не только выступают якорями, но и участвуют в структуре финансирования как партнеры совместно с XXI Century Investments и DCH. Также среди преимуществ данного проекта были названы: расположение в густонаселенном и активно развивающемся жилом массиве, профессиональная концепция, и участие в проекте профессиональной команды международных и украинских специалистов, консалтинговой компании Jones Lang LaSalle, архитектурного бюро Spazzio. Список потенциальных арендаторов МФК «Вырлица» составлен из международных сетевых ритейлеров, среди которых не менее 30% впервые представленных на рынке Украины. Общая площадь застройки 150 тыс. кв.м. Вопросы концепции МФК «Вырлица» более детально раскрыла Анна Чуботина, Заместитель директора и Глава департамента торговой недвижимости компании Jones Lang LaSalle. Г-жа Чуботина отметила высокий потенциал проекта благодаря его уникальному расположению возле двух станций метро. Удобный и быстрый заезд, визуализация и фасадное решение также являются преимуществами данного проекта.
Следующими докладчиками выступили Юлия Бессараб, Директор по маркетингу и продажам компании Svitland Ukraine и Владислав Ремень, Руководитель отдела офисной недвижимости компании CB Richard Ellis, которые презентовали проект МФК Silver Breeze - первый профессиональный торгово-офисный комплекс на левом берегу Киева. Г-жа Бессараб сообщила, что данный проект финансируется по западной схеме инвестиций, а его девелопер, компания Svitland Ukraine, входит в состав иностранного инвестиционного холдинга Fishman Group. Одним из главных плюсов является удобное месторасположение комплекса, который находится между двумя мостами, соединяющими правый и левый берега реки Днепр.
Описанием торговой составляющей проекта продолжила презентацию Анна Чуботина, и сообщила, что МФК Silver Breeze имеет общую арендуемую площадь 15 тыс.кв.м, три уровня которого будут реализованы к 1 мая 2013 года. По состоянию на 4 квартал 2012 года заполняемость торгового центра составила уже 70% (согласно количеству подписанных предварительных договоров аренды). Как сообщил участникам форума г-н Ремень, общая арендуемая площадь офисного центра 28,5 тыс. кв.м., состоит он из двух офисных зданий, пяти и семиэтажных, и имеет паркинг на 550 машиномест. Среди офисных преимуществ проекта докладчик презентовал открытую планировку этажей, скоростные лифты, а также панорамные окна, что дает большое количество естественного света в центре.
Следующим проектом, презентованным в рамках Real Estate Forum`12, был гостинично-жилой комплекс H-Tower. Его представляла Ярослава Чапко, Директор по развитию бизнеса компании Knight Frank. Оператором гостиницы и апартаментов в комплексе выступил международный гостиничный оператор Hilton. Уникальными конкурентными преимуществами проекта являются его престижное расположение в самом центре столицы, оборудование по последнему слову инженерной техники, а также уникальный набор услуг для будущих собственников апартаментов. Как сообщила г-жа Чапко, проект является первым в Украине гостинично-жилым комплексом класса luxury. По концепции H-Tower направлен на создание высокого уровня сервиса для будущих жителей и предоставляет им услуги 5* гостиницы Hilton, среди которых: SPA-центр класса «люкс» с тренажерным залом, плавательным бассейном и сауной; лечебно-оздоровительные программы и косметические процедуры; сервис обслуживания апартаментов, а также первоклассные рестораны и бары гостиницы.
Завершил серию презентаций форума Олег Фесенко, Директор по маркетингу Palmira Estate, который презентовал кейс по девелопменту курортной недвижимости. Г-н Фесенко предоставил аудитории опыт создания и развития проектов рекреационной недвижимости, объяснив, что важным инструментом продаж является хорошая система сервиса. По словам г-на Фесенко, секретом успеха может быть правильный, экономически выверенный баланс объект-сервис, соответствующий ожиданиям потребителей. Также докладчик объяснил, что тренд ХI века, это «здоровая жизнь в здоровом городе», поэтому покупая дом в курортном городе, клиент ожидает получить уникальное эко-предложение и полный комплекс услуг.
Ежегодно Real Estate Forum`12 собирает на своей площадке лучших руководителей девелоперских компаний. На этот раз участники форума проанализировали лучшие готовые и находящиеся на стадии реализации объекты недвижимости в Украине, оценили свои стратегии в сравнении с конкурентами и получили опыт лидеров.
Форум прошел при поддержке Украинской Торговой Гильдии (UTG), компаний Knight Frank, CBRE, Jones Lang LaSalle .
Организаторы благодарят за информационную поддержку форума: генерального специализированного партнера «Commercial Property», генерального интернет-партнера в России Arendator.ru, эксклюзивного телевизионного партнера – Первый Деловой телеканал, официального медиапартнера «Коммерческая недвижимость», а также порталы «Столичная недвижимость», B2Blogger.com, Русстрой.ру.
Справка:
Организатор: Meeting Point – лидер в организации и проведении ежегодных деловых мероприятий в ключевых секторах бизнеса стран СНГ. Календарь бизнес-событий Meeting Point – это более 30 ежегодных международных отраслевых форумов и B2B конгрессов. Мероприятия Meeting Point посетили более чем 30 000 сотрудников украинских, российских и зарубежных компаний, более 500 ведущих компаний являются стратегическими партнерами деловых мероприятий Meeting Point.