
Рост цен на водку в России привел к снижению спроса
Повышение розничных цен на водку спровоцировало падение продаж напитка в российских магазинах. В некоторых регионах спрос упал более чем на 20%. В таких условиях некоторые сети планируют пересмотреть ассортиментный ряд спиртного, оставив на своих полках только самые ходовые бренды.
Сотрудник отдела продаж одной из компаний — производителей крепких алкогольных напитков рассказал РБК daily, что по результатам первых двух месяцев нового года падение розничных продаж водки составило 20%. По его словам, ритейлеры уже сообщили своим поставщикам, что планируют пересмотреть ассортимент, оставив на полках только бестселлеры.
И торговцы, и производители алкоголя склонны объяснять низкие продажи увеличением минимальных розничных цен (МРЦ) на водку, которую установил Росалкоголь на 2013 год (170 руб. за бутылку емкостью 0,5 л), более чем на 30% выше прошлогоднего показателя — 125 руб. Росалкоголь в свою очередь отмечает, что повышение МРЦ было обусловлено скачком размера водочного акциза, инициатором чего выступал Минфин.
Снижение продаж алкоголя в первые месяцы 2013 года подтверждают многие участники Союза независимых сетей России. В среднем оно составило 20—25%, говорит представитель союза Александр Ставцев. В отдельных регионах, например в Рязани, падение затронуло и категорию винодельческой продукции. Председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев рассказал, что по сети "Семья" (Калининград) падение в январе составило 38% продаж like for like, в феврале — порядка 20%.
"Определенная категория потребителей уходит из цивилизованной розницы в нелегальную, переходит на спиртосодержащие жидкости и контрабандный алкоголь", — говорит Пономарев. Последняя проблема особенно актуальна в приграничных регионах. "Столичная" и "Московская" в Польше и Литве сейчас стоят дешевле, чем в Калининграде. Такая же ситуация с водкой из Казахстана, которую в южных регионах предлагают по 70 руб.
В январе-феврале производство водки снизилось на 27,7% по сравнению с прошлогодним показателем. Объяснять падение производства прежними запасами больше нельзя, уверен председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. 'Не могу сказать, что в декабре сделали трехкратный запас. Остатки распродаются. Так что падение будет и в марте', - говорит он.