All Retail
Опубликовано

Все ли есть в Греции?..

Эксклюзивный репортаж журналиста All Retail из Афин - о сравнении украинской и греческой продуктовой розницы

Расположенная на Юге Европы Греция знаменита своей античной историей и прекрасными курортами. Сегодня эта страна является одной из самых популярных в Европе среди туристов.

После начала мирового финансово-экономического кризиса Греция также получила известность как одна из стран, которой этот коллапс коснулся в наибольшей степени. Многочисленные кредиты Международного Валютного Фонда, высокий уровень безработицы и ставшие регулярными массовые акции протеста – в последнее время средства массовой информации постоянно упоминают Грецию в данном контексте.  

Между тем, Греция является членом Европейского Союза, а также является соседом как странам Восточной Европы, так и Азии (Турция). Поэтому, побывав в этой стране, я не мог не воспользоваться возможностью сравнить организованную розничную торговлю продуктами питания Греции и Украины.

Необходимо отметить, что сразу бросаются в глаз характерные особенности греческой розничной торговли. Расположение супермаркетов, насыщенность торговыми площадями, график работы, ассортимент продукции – во всех этих категориях вы заметите существенную разницу между украинским и греческим ритейлом.

Для начала скажем, что на рынке продуктовой розницы Греции представлены 33 розничных оператора, среди которых – как локальные (Afroditi (Салоники), Thanopoulos (Афины), INKA (остров Крит)), так и национальные (Alfa-Vita Vassilopoulos, Arista) и международные ритейлеры (Lidl, Carrefour, METRO Cash & Carry, Aldi).

Самыми крупными греческими торговыми сетями на сегодняшний день являются:

а) Carrefour – более 400 магазинов различного формата

б) Proton – 391 магазин

в) Arista -  350 супермаркетов

г) Veropoulos – 242 объекта

д) Alfa-Vita Vassilopoulos – 223 магазина

е) Lidl – 207 супермаркетов.

Интересно отметить, что один из лидеров по количеству магазинов - компания Proton - является сетью независимых магазинов (принадлежащих разным владельцам), объединенных под одним брендом. Свою часть акций управляющей компании ELETA LTD имеет каждый владелец отдельного магазина.

Однако доминирующим игроком на рынке ритейла Греции по товарообороту является компания Carrefour Marinopoulos, доля которой превышает 20%. Carrefour Marinopoulos была основана в 1995 году как совместное предприятие одной из крупнейших розничных компаний мира Carrefour Group и греческой Marinopoulos Group. На сегодняшний день Carrefour Marinopoulos – крупнейший розничный оператор Греции как по товарообороту, так и по количеству магазинов.

Эта компания представлена на рынке Греции 6 брендами – Carrefour (гипермакеты), Carrefour Marinopoulos, Carrefour Express - супермаркеты, 5' Marinopoulos, Smile и ОК – магазины у дома.

Одной из характерных особенностей Греции является относительно невысокая насыщенность современными форматами розничной торговли - причем речь идет, прежде всего, о крупных городах – и в Афинах, и в Салониках найти супермаркеты не так уж и просто. Можно с уверенностью утверждать, что в Киеве обеспеченность торговыми площадями супермаркетов на порядок выше, чем в греческой столице. Причина этого, скорее всего, кроется в высокой популярности традиционных продуктовых рынков в Греции, которые можно достаточно просто найти в любом районе города; а также в широком распространении небольших продуктовых магазинов, где ассортимент продукции практически не отличается.

Кроме того, тяжелый экономический кризис стал настоящим препятствием на пути развития современной розничной торговли в Греции: за последние несколько лет темпы открытия новых супермаркетов в стране значительно сократились.

В то же время, в небольших городах Греции современная розничная торговля представлена достаточно хорошо – в городах с населением до 50 тысяч жителей обеспеченность торговыми площадями заметно выше, чем в украинских аналогах.

Вторая характерная особенность греческого ритейла – это расположение супермаркетов. Так, большинство супермаркетов расположено в пригородах или на окраинах городов. Чем дальше от центра города – тем выше концентрация супермаркетов. Это вызвано, скорее всего, более низкой арендной платой или стоимостью земельного участка.

Побывав в Греции, вы также удивитесь, что практически все супермаркеты не работают по воскресеньям, а в остальные дни закрываются уже в 9 часов вечера. Это, безусловно, неудобно, но местные жители, видимо, привыкли к такому графику работы торговых точек. В этом плане украинские потребители имеют очевидное преимущество – ведь у нас много супермаркетов работают до 23 часов, а некоторые – круглосуточно. Что же касается выходных, то в Украине вы вряд ли найдете супермаркет, не работающий по воскресеньям. А вот в центре Афин, попытаясь скупиться в Carrefour Express, вы обнаружите, что в воскресенье он не работает и продукты вам придется покупать в небольших минимаркетах, по ассортименту напоминающих наши продуктовые магазины возле остановок общественного транспорта.

Ассортимент греческих супермаркетов существенно отличается от украинских. Например, очевидной является такая особенность, что отдел хлебобулочных изделий в таких магазинах, как Carrefour или Lidl, заметно скуднее, чем в украинских торговых сетях. При этом отдел бакалеи несколько больше в супермаркетах Греции. И конечно же, в греческих магазинах очень широкий ассортимент оливкового масла.

Что касается мясной и рыбной продукции, то в греческих супермаркетах значительно меньше представлены такие продукты, как свежее мясо или замороженная рыба – основной акцент здесь сделан на готовую продукцию.

В молочном отделе греческих супермаркетов вы столкнетесь с проблемой, пытаясь найти сладкий йогурт или творог, а вот молоко представлено в самом широком ассортименте – разной жирности, разного веса и в самых разнообразных упаковках. Причем это характерно для всех сетевых супермаркетов Греции, в том числе и локальных, в которых мне удалось побывать.

В супермаркетах Carrefour, Lidl, Aldi значительную часть ассортимента составляет продукция собственных торговых марок.

В целом, цены в греческих супермаркетах несколько выше, чем в украинских (в среднем разница в ценах на продукцию различных категорий составляет 1,5 -2 раза по сравнению с Украиной).

В супермаркетах, расположенных в центральной части греческих городов, парковка, как правило, не предусмотрена (в отличие от объектов, расположенных в пригородах).

Что касается форматов розничной торговли, то наибольшей популярностью в Греции пользуются традиционные супермаркеты и объекты небольших форматов (магазины у дома, экспресс-маркеты). Причем в последние несколько лет торговые сети делают активную ставку на развитие магазинов небольших форматов - как в крупных городах, так и на туристических курортах Греции.

Крупноформатные объекты розничной торговли в Греции не так распространены (лидером на местном рынке является Carrefour, в сети которого насчитывается 28 гипермаркетов,  также немецкая компания METRO, развивающая одноименные магазины в формате сash&carry) и расположены преимущественно в пригородах или на окраинах крупнейших городов.

В целом, после сравнения греческой и украинской современной розничной торговли осталось стойкое впечатление, что по степени развития продовольственного ритейла Украина уже опередила Грецию – как по качеству обслуживания, так и по уровню насыщенности рынка. На очереди – достижение стандартов западных соседей?

Автор: Александр Милянчук,

All Retail

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или