Украинские виноделы могут понести 6 млрд грн убытков после подписания ассоциации с ЕС
Согласно существующей редакции проекта Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом (ст. 28 п.3), Украине предоставляется десятилетний переходной период на использование таких географических названий винодельческой продукции как шампанское, коньяк, портвейн, кагор, херес, мадера - сообщает "Дело"
В тексте соглашения нет ни слова о компенсации для украинских виноделов, о чем говорилось ранее.
В 2010-2011 годах были проведены встречи между представителями винодельческой промышленности Украины и ЕС, в том числе с Европейским Комитетом производителей вин (CEEV), Европейской ассоциацией алкогольных напитков (CEPS), Федерации вин и алкогольных напитков Франции (FIVS) и Национального межпрофессионального бюро Коньяка (BNIC).
По итогам этих встреч в 2011 году был подписан протокол, в котором, в частности, предполагалось, что украинские производители могут использовать на внутреннем рынке названия отдельных европейских географических названий на кириллице. Другими словами, использовать на украинском рынке названия "коньяк Украины" можно, а "Cognac" нельзя.
Я считаю, что мы имеем полное право в соответствии с международным законодательством использовать географические названия бессрочно. Это было закреплено в соглашении о защите прав интеллектуальной собственности в рамках ВТО.
В последнем опубликованном тексте проекта Соглашения об ассоциации с ЕС об этом нет ни слова. Указывается лишь 10-ти летний переходной период и общие фразы философского характера.
Подобная трактовка грозит украинской винодельческой отрасли убытками, а также снижением конкурентоспособности на внутреннем рынке по сравнению с европейской винодельческой продукцией. Мы можем столкнуться с тем, что после подписания соглашения на украинский рынок массово хлынут европейские вина.
Мы просчитывали возможные потери украинских виноделов. Это порядка 6 млрд грн. Имеется в виду расходы украинских производителей на ребрендинг, техническое переоснащение производства, улучшения системы контроля качества, продвижение на рынок продукции под другими наименованиями и др.
Также не совсем ясно, что делать с наименованиями винодельческой продукции выполненными на кириллице, которая отправляется на экспорт в страны, которые не входят в ЕС, в частности, в Россию. В мире есть примеры, когда страны используют географические названия при экспорте на третьи рынки. К примеру, Аргентина поставляет на рынок США свой коньяк и это никто не запрещает. Как быть с тем грузинским и армянским коньяком, который поставляется на украинский рынок? Этот вопрос до конца не понятен.
В Европе винодельческая отрасль является ключевым экспортером в аграрном секторе. Ежегодный экспорт винодельческой продукции с ЕС составляет 8 млрд евро. Очевидно, что конкурировать украинским производителям будет очень сложно.
Винодельческая отрасль требует длительного инвестирования, которое привлечь украинским производителям очень сложно. А как привлекать финансирование, если сложно спрогнозировать работу отрасли на несколько лет вперед? Ставки акцизного сбора меняются несколько раз в год, нет понятных правил игры на рынке, нет национальной стратегии развития винной отрасли.
Если не будет надлежащего контроля за качеством и безопасностью импорта, то на украинский рынок хлынет дешевая и не всегда качественная винодельческая продукция с ЕС. Это миф, что все поставляемое вино из Европы высокого качества, а в Украине — низкого. Как может быть качественным импортное вино, которое продается в Украине меньше, чем за 20 грн (с учетом транспортных расходов)?
Контролировать качество винодельческой продукции должна была Государственная инспекция по виноделию и виноградарству, создание которой предполагалось законом "О винограде и виноградном вине". Но в итоге эта статья была исключена из закона. В 2011 году указом президента создана Государственная инспекция сельского хозяйства Украины, на которую, в том числе, возложена функция контроля виноградно-винодельческой отрасли. К сожалению, это не решает проблему.