All Retail
Опубликовано

В новом году российским сетям придется воевать за покупателя

Обороты российской розницы за 11 месяцев 2013 г. выросли лишь на 3,9% против 6,3% в 2012 г. и 7% в 2011 г. (данные Минэкономразвития). Реальные располагаемые денежные доходы населения за те же 11 месяцев выросли на 3,6%, а задолженность физлиц перед банками достигла почти 30% доходов населения — 9,6 трлн руб. Продуктовые ритейлеры еще не зафиксировали резких изменений в потреблении, но признают, что таких темпов роста, как раньше, сейчас нет.

X5 Retail Group не ждет снижения покупательской активности в 2014 г.: по макроэкономическим прогнозам следующий год будет непростым, но рост, хоть и минимальный, все равно будет, считает представитель X5 Владимир Русанов.

"Возможно, изменения в покупательском спросе ощутят непродуктовые ритейлеры, но на еде люди экономят в последнюю очередь. Поэтому существенного снижения продаж мы не ожидаем, а наоборот — хоть умеренного, но роста", — уточняет он.

"Мы не наблюдаем снижения спроса или стремления россиян экономить, — говорит представитель "Дикси" Анастасия Орлова. - В 2013 г. клиенты покупали в натуральном выражении столько же, сколько и в прошлом году, и не переключились на более дешевые товары". Но, по ее словам, в этом году предновогодний всплеск продаж "не так ярко выражен, как в прошлом". Ритейлер объясняет это обострившейся конкуренцией. Об усилившейся конкуренции на рынке говорил и один из крупнейших российских ритейлеров — X5 Retail Group.

В 2014 г. конкуренция между ритейлерами за покупателей обострится, предсказывают эксперты. "Когда прирост бюджетов потребителей идет медленнее, чем прирост торговых площадей, фактор конкуренции становится весомее, — рассуждает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. — В последние несколько лет мы видим, насколько большое значение стал приобретать фактор не только цены, но и ассортимента магазина, удобства, его общего восприятия покупателями. В 2014 г. эти факторы останутся в силе и, может быть, цена будет иметь чуть большее значение, учитывая замедление прироста доходов потребителей".

Новый лидер рынка — "Магнит" в этой ситуации может оказаться устойчивее своих конкурентов, пишут "Ведомости" . Помимо эффекта масштаба бизнеса, который позволяет ритейлеру получать более выгодные условия у поставщиков, у него одна из наиболее эффективных IT-систем в отрасли, отмечают аналитики UBS. Она учитывает такие параметры, как оценочный бюджет на продукты питания в домохозяйствах района вокруг каждого конкретного магазина, данные об основных конкурентах и др. На основе этой системы «Магнит» может устанавливать целевые значения по трафику и рентабельности для отдельного магазина, а также точечно инвестировать в цены и работать с ассортиментом. 

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или