
Егор Анчишкин: «Доля оффлайн-торговли предрешена»
Создатель известного проекта Viewdle, основатель и директор службы онлайн-заказов Zakaz.ua Егор Анчишкин рассказал в интервью Forbes об основных различиях рынков e-commerce в Украине и за рубежом, о перспективах прихода западных инвесторов, а также пояснил, почему iForum-2014 как крупнейшая интернет-конференция в Восточной Европе играет важную роль в развитии украинского интернет-бизнеса.
Егор, буквально на днях вы вернулись из деловой поездки в США. Как воспринимают американцы украинский рынок после известных революционных и военных потрясений?
Егор АНЧИШКИН: Средний американец очень плохо понимает, что здесь происходит, он живет фактически в другом мире. Для него наши события, такие как разворовывание бюджета и повальная коррупция, представляют собой истории из 19-го века. В США возникает скандал, если чиновник потратит лишнюю сотню тысяч долларов, о том, чтобы красть миллиарды, там вообще речь не идет.
Присматриваются ли инвесторы к украинскому рынку?
Егор АНЧИШКИН: Их, конечно же, волнует сохранность инвестиций. Новые финансовые вливания никто пока делать не собирается. Макроэкономический прогноз позитивный, но все фонды намерены действовать лишь после того, как ситуация стабилизируется. А это наступит не раньше вывода российских диверсантов из Украины и выборов президента. До этого момента они не спешат нести деньги.
Однако есть пример Израиля – это страна с момента своего существования живет в режиме перманентной войны. И соседство с арабским миром совершенно не мешает Израилю получать огромные инвестиции из США и других стран мира.
Егор АНЧИШКИН: Необходимо понимать, от кого они получают инвестиции – в основном от еврейской диаспоры в США, среди которой огромное число миллиардеров. Мы тоже будем получать инвестиции от украинской диаспоры в различных странах. Но это будут сравнительно небольшие инвестиции. В ближайшее время речь о крупных вложениях не идет.
Какова была цель вашей поездки в США?
Егор АНЧИШКИН: Мы занимается процессом фандра́йзинга, наша американская компания называется GVMachines.com. Украина для нас – первый рынок. Мы добились определенных успехов в Украине и теперь хотим распространить этот успех на другие регионы мира.
Zakaz.ua – это бренд, который разработан для Украины. Как франчайзер, GVMachines владеет этим проектом.
Насколько успешен сегодня проект Zakaz.ua?
Егор АНЧИШКИН: Проект вышел на операционную самоокупаемость. Для нынешней экономической ситуации – это хороший результат. Он не дает нам деньги на органический рост с той скоростью, с которой мы хотим, однако обеспечивает дополнительную выживаемость.
Последние несколько месяцев были для Украины очень непростыми. Как это повлияло на ваш бизнес?
Егор АНЧИШКИН: Несмотря ни на что, за последние месяцы мы показали значительный рост. Но мне кажется, что если бы в стране была нормальная ситуация, мы бы выросли намного больше. Тем не менее, наши показатели значительно превышают рост рынка e-commerce в Украине.
Как вы оцениваете развитие рынка e-commerce в Украине в целом? Какие тренды можете выделить?
Егор АНЧИШКИН: Во-первых, влияние зарубежного рынка на e-commerce в Украине пока что не сильно заметно, но в скором времени, я думаю, оно станет намного больше.
Во-вторых, мобильная коммерция и платежные системы развиваются более медленно, чем в других странах, и такая ситуация, по всей видимости, сохранится.
Мне импонирует, что количество логистических компаний, обслуживающих онлайн-индустрию, стремительно растет, ведь это фундамент для e-commerce. Чем он прочнее, тем быстрее будет развиваться остальная конструкция.
Каковы особенности западного рынка e-commerce? Ведь в США до сих очень значительный объем товаров продается в традиционных супермаркетах?
Егор АНЧИШКИН: Сейчас в США во многих секторах ритейла онлайн-продажи имеют долю менее 50%. В то же время очевидно, что с оффлайном покончено. Ведь если в целом индустрия розничной торговли практически не растет, а сбыт через онлайн-канал увеличиваются каждый год на 20-30%, то значит традиционные продажи «через прилавок» падают.
Так, за последние пять лет в США не было построено ни одного торгового центра. В то же время
в Украине полным ходом строят торговые центры, но я не понимаю, на что рассчитывают их владельцы. Они очевидно думают, что мир развивается линейно. Но это не так. Украинский потребитель пройдет путь американского намного быстрее, поскольку находится в роли догоняющего. И кто будет ходить в эти новые торговые центры – непонятно. Я еще могу понять постройку торгово-развлекательных центров. Но зачем нужны просто ТЦ – непонятно.
Какие направления e-commerce наиболее перспективны, с вашей точки зрения? Интернет-торговля? Услуги? Другое?
Егор АНЧИШКИН: Все направления будут быстро расти. Думаю, через 2-3 года даже мысли ни у кого не будет покупать билеты на поезд или фильм в оффлайне. Торговля физическими товарами будет расти на 20-30% еще несколько лет во многих сегментах.
Каков ваш прогноз по развитию рынка e-commerce в Украине? Какие факторы будут способствовать его ускоренному развитию, а какие – тормозить?
Егор АНЧИШКИН: Тормозить рынок будет только одно: отсутствие иностранных инвестиций в Украину в ближайшее время. Мы будем вынуждены развиваться на внутренних ресурсах. Рост цен из-за курсов валют будет вторым сдерживающим фактором. Общие настроения покупателей и стремление сэкономить уже повлияли на многие сегменты.
Насколько запаздывает развитие нашего рынка в сравнении с западным? Чем это обусловлено?
Егор АНЧИШКИН: Сложно сказать: через некоторые этапы мы перепрыгиваем, а в некоторых сегментах идем впереди. Однако мы сильно отстаем в инвестиционном климате, что очень плохо.
Но в Украине уровень проникновения интернета почти в два раза меньше, чем в США. Возможно этим можно пояснить такие различия в покупательских предпочтениях?
Егор АНЧИШКИН: Сегодня все областные центры подключены к скоростному интернету, кроме того, активно «интертизируются» даже украинские села. Поскольку в сельской местности нет такого большого количества развлечений как в городах, то остается две вещи – либо идти в интернет, либо пьянствовать. И многие жители сел все же выбирают первое. Поэтому «цифровое неравенство» постепенно ликвидируется.
Немало экспертов говорят о недостаточном развитии электронных платежных систем в Украине. Это связывают с тем, что предыдущая власть всячески давила системы ЭП.
Егор АНЧИШКИН: Платежные системы в нашей стране очень сильно зарегулированы и их степень развития соответствует степени этой «зарегулированности». С другой стороны, PayPal не работает по своим собственным причинам.
Кажется, когда-то PayPal дал такой странный ответ, что они не идут в Украину и РФ по той причине, что у них есть большие сомнения по поводу добросовестности уплаты налогов местными гражданами.
Несколько раз вы входили в оргкомитет iForum, помогали организовывать секции, участвовали в круглом столе. Каким будет для вас этот iForum, что необычного он принесет?
Егор АНЧИШКИН: Стоит рассказать, как происходит подготовка к iForum. Приходит Александр Ольшанский и спрашивает: «кто хочет поучаствовать в организации iForum на общественных началах?» Несколько раз у меня получалось принять участие. Но в этом году я буду впервые читать доклад.
Чему будет посвящен ваш доклад? Что хотите донести до аудитории?
Егор АНЧИШКИН: Мой доклад называется «Метрики в e-commerce». Как известно, успешные e-commerce проекты обычно долго и тяжело становятся на ноги.
Доклад посвящен тому, как и что можно мерять в e-commerce. Потому что есть очень много путаницы в терминологии – unit economics, user economics и прочее. Мне бы хотелось внести ясность в эти термины и поделиться наработками в сборе и анализе метрик, которые помогают понять вектор развития компании.
По вашему мнению, как эволюционировал iForum в последние годы?
Егор АНЧИШКИН: Пожалуй, первые форумы были больше заточены на основной поток. Но затем iForum стал таким большим, что пришлось делать децентрализацию тем и децентрализацию потоков.
Есть ли аналоги iForum в США?
Егор АНЧИШКИН: Там проводятся крупные специализированные мероприятия для интернет-деятелей. Общих форумов, таких как «слёт всех интернетчиков» в США нет.
По вашему мнению, сколько еще лет iForum будет актуален в нашей стране?
Егор АНЧИШКИН: Он может быть актуален сколь угодно лет, главное, чтобы его формат соответствовал времени. Мероприятие может быть большое, но оно не должно превратиться в супербольшое, свыше 10 тысяч человек. Ибо это приводит к значительным проблемам в организации и эффективности проведения.
Как вы считаете, какую роль способен сыграть iForum в развития рынка электронной коммерции?
Егор АНЧИШКИН: iForum может предоставить информацию, необходимую для стратегического планирования компаниям в сегменте e-commerce. Сегодня непросто разобраться как действовать дальше и на что делать ставку. И хотя чудес обещать не приходиться, однако дополнительные знания точно не повредят.