All Retail
Опубликовано

Развитие рынков розничной торговли в Восточной Европе продолжается

Представляем результаты проекта «МОНИТОРИНГ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ в странах Центральной и Восточной Европы 2009» («SHOPPING MONITOR Central & Eastern Europe 2009»), проведенного компанией INCOMA Research, члена GfK Group. 

Рынки розничной торговли стран Центральной и Восточной Европы становятся похожими на западноевропейские, но в то же время они частично сохраняют и свою национальную специфику.

Исследование «Мониторинг предпочтений потребителей в странах Центральной и Восточной Европы 2009», базирующееся на репрезентативном международном опросе потребителей, проведенном компаниями INCOMA Research и GfK, свидетельствует о том, что концентрація рынков в регионе Восточной Европы продолжается как путем расширения, так и за счет сливаний и поглощений компаний.

Данное ежегодное исследование привычек и предпочтений потребителей было проведено в 12 странах ЦВЕ – Болгарии, Боснии и Герцеговине, Польше, России (только в Москве и Санкт-Петербурге), Румынии, Сербии, Словакии, Венгрии, Словении, Украине, Хорватии и Чехии.

Рынок розничной торговли является наиболее концентрированным в Словении, где 99% потребителей своим основным местом приобретения продуктов питания считают одну из 10 крупнейших сетей страны. В Венгрии и Словакии доля десяти самых больших ритейлеров тоже очень велика (88% в каждой стране). Наименее концентрированными являются рынки Украины (50%) и Болгарии (43%): они еще не достигли зрелости, хотя здесь и наблюдаются заметные изменения в уровне насыщенности рынков этих стран. 

В Хорватии, Польше и Сербии рынок характеризируется доминированием одной сети розничной торговли (Konzum – в Хорватии, Biedronka – в Польше, Maxi – в Сербии). Остальные страны, как правило, имеют болем сбалансированную структуру розничной торговли. Некоторые из крупнейших международных сетей ритейла вже очень широко представлены в ряде изучавшихся стран: Metro/Makro в 10 странах, Billa и Spar/Interspar в 7 странах, Kaufland и Lidl в 6 странах, Auchan и CBA в 5 странах.

Выбор основного места покупок продуктов питания определяется, прежде всего, существующим предложением форматов розничной торговли. Гипермаркет является одним из самых популярных форматов в Румынии, Чехии, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Супермаркеты наиболее популярны в Украине, Хорватии и Словении. Небольшие магазины формата самообслуживания («магазины у дома») занимают твердые позиции в Словакии, Сербии и Венгрии. Сети дискаунтеров достигли очень высокого показателя потребительских предпочтений в Польше, России, Чехии и Венгрии. Маленькие магазинчики (с торговлей через прилавок) продолжают доминировать в розничной торговле Болгарии.

Относительно критериев выбора основного места для совершения покупок, то почти во всех странах ключевыми факторами являются близость расположения к дому или к месту работы, уровень цен и ассортимент товаров. Хотя и здесь наблюдаются некоторые специфические отличия между странами. Уровню цен особое внимание уделено в Боснии и Герцеговине, Польше, Румынии и Сербии. Хорваты в первую очередь обращают внимание на ассортимент товаров, тогда как для потребителей в Словении и Украине близость расположения и уровень цен имеют практически одинаковое значение.

Такой фактор, как использование автомобиля во время приобретения товаров стает все болем важным в странах ЦВЕ. Так, в Словении доля домохозяйств, которые регулярно пользуются автомобилем во время приобретения продуктов питания, достигает показателя 80%, в Хорватии – 68%, Боснии и Герцеговине – 64%. А в Украине зафиксирован самый низкий показатель: всего 19% украинских домохозяйств регулярно используют автомобиль для совершения покупок.

График 1. Доля 10 крупнейших сетей розничной торговли, % респондентов

Примечание: для России приведены данные для Москвы и Санкт-Петербурга, для Румынии – местное население 

График 2. Основное место покупок продовольственных товаров, % респондентов

Примечание: для России приведены данные для Москвы и Санкт-Петербурга, для Румынии – местное население


График 3. Использование автомобиля для совершения покупок продовольственных товаров, % респондентов

Примечание: для России приведены данные для Москвы и Санкт-Петербурга, для Румынии – местное население 

Справка All Retail:

Технические параметры исследования «Мониторинг предпочтений потребителей в странах ЦВЕ 2009»:
Исполнители – INCOMA Research и компании GfK Group в странах ЦВЕ; репрезентативный национальный опрос, проведенный в
ноябре-декабре 2008 года; личные интервью в домохозяйствах/CATI/CAPI; респондент яляется лицом, которое совершает самое большое количество покупок в домохозяйстве; репрезентативная виборка в каждой стране.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или