Россия более чем в 3 раза снизила прогноз по росту розницы
Рост оборота розничной торговли в следующем году окажется более чем в три раза ниже, чем прогнозировалось ранее: 0,6% вместо 2,1%, считает Минэкономики. Сами ритейлеры пока что настроены более оптимистично - передает Коммерсантъ
"Более высокая инфляция, чем ожидалось ранее, достаточно существенно охлаждает рост реальных доходов населения, рост реальных зарплат. Мы пересматриваем вниз нашу оценку потребительского спроса и ожидаем, что оборот розничной торговли в 2015 году вырастет всего на 0,6%, хотя в мае ожидали рост на 2,1%",— заявил вчера директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономики Олег Засов (цитата "Интерфакса"). При этом прогноз на текущий год не изменился — министерство ожидает рост розничной торговли на 1,9%.
По итогам 2013 года даже продуктовые ритейлеры ожидали замедления роста, напоминает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. "Но начало 2014 года не подтвердило худших опасений",— отмечает он. Например, крупнейший российский продуктовый ритейлер "Магнит" в конце июля повысил свой прогноз по выручке с 22-24% до 26-29%. За первые шесть месяцев этого года "Магнит" уже увеличил свою выручку на 27,93%, до 349 млрд руб., говорится в сообщении "Магнита". В ГК "О'кей" сообщили, что свой прогноз по выручке пока не корректируют, сохраняя его на уровне 12-16%, рост этого показателя у ритейлера по итогам первого полугодия составил 12,2%, до 72,6 млрд руб. У X5 Retail Group выручка за первое полугодие увеличилась на 15,3%, до 299,7 млрд руб., прогноз по росту — 10-12%.
Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева отмечает, что новая версия прогноза, вероятно, отражает ослабление покупательской активности населения, например, в результате возможного введения налога с продаж. Проводимый государством мониторинг цен на продукты питания не демонстрирует существенного роста цен, однако есть риск того, что инфляция может прийти с задержкой, поскольку у производителей и ритейлеров есть товарные запасы, что позволяет им работать какое-то время, прежде чем они перейдут на закупки по новым ценам, говорит собеседница "Ъ".
Исполнительный директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов отмечает, что региональная розница в краткосрочной перспективе смотрит на ситуацию более оптимистично, чем Минэкономики. "В своем сегменте региональной продовольственной розницы до конца 2014 года мы не прогнозируем такого существенного снижения темпов роста. Спад в большей степени затронет дорогие позиции в ассортименте — бытовую технику, импортные продукты класса премиум, на которые торговля в регионах никогда не делала основную ставку",— считает господин Кузнецов.
Снижение роста розницы происходит в основном за счет дорогих непродовольственных товаров — автомобилей, техники, квартир (на первичном рынке), соглашается Андрей Карпов. Например, темпы роста крупнейшего ритейлера бытовой техники и электроники "М.Видео" в последние годы замедлились примерно в четыре раза. Согласно отчетности компании, с 2007 года рост оборота год к году всегда выражался двузначными числами в процентах — от 44,3% в 2007 году до 10,8% в 2013-м — за исключением кризисного 2009 года, когда достиг лишь 1,4%.
Компании непродовольственного сектора в ближайшее время будут под давлением, а влияние на продуктовых ритейлеров пока неочевидно, рассуждает главный экономист по России "ВТБ Капитала" Владимир Колычев. "Премиальный сегмент, скорее всего, будет сужаться, и потребители, которые из него уйдут, выберут более дешевые магазины",— прогнозирует он.