
Алкоголь и сигареты вновь будут продавать в киосках России
Минпромторг РФ готов обсудить предложение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о возобновлении торговли алкоголем и табаком в ларьках, заявил журналистам в четверг глава ведомства Денис Мантуров. "Если это будет сформулировано в виде официального предложения, мы это оперативно рассмотрим и, думаю, что найдем совместное решение", - сказал он, отметив, что пока глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев высказал соответствующую мысль только в устной форме на заседании кабинета министров.
"Мы, естественно, такого рода предложения должны будем всячески обсудить с экспертами и с предпринимательским сообществом для того, чтобы при возможном каком-то уже формулировании и в стратегии (развития торговли в РФ), и в последующих нормативных актах отразить (решение ) в программе развития торговли", - добавил Мантуров.
Запрет на продажу пива в магазина площадью менее 50 кв. метров вступил в силу с 1 января 2013 года, ранее была запрещена торговля более крепкими видами алкогольной продукции. При этом торговлю табачными изделиями переместили в магазины с 1 июня 2014 года, передает "Интерфакс" .
"Торговля является одним из ключевых секторов нашей экономики и формирует около 16% ВВП, то есть больше, чем добывающие или обрабатывающие отрасли, - сказал Мантуров на заседании правительства. -Темпы роста розничной торговли в последние три года несколько снизились. В 2011 году это было 7%, а в прошлом году – 4%, что обусловлено в первую очередь замедлением роста доходов граждан и склонностью населения к сбережениям.
Назрела необходимость структурных изменений в товаропроводящей системе, поэтому мы в инициативном порядке с участием экспертов разработали новую стратегию развития отрасли. Главной целью стратегии является создание на всей территории страны полноценной многоформатной торговли. Только так решается важнейшая задача, чтобы связать потребителя и производителя наиболее удобным и доступным способом.
Недостаточное многообразие форматов препятствует созданию комфортной потребительской среды и негативно влияет на уровень конкуренции в сфере торговли. Если в крупных российских городах покупатель пользуется в среднем двумя-тремя торговыми форматами, то на Западе – пятью-шестью.
Сейчас мы сильно отстаем от развитых стран по данному параметру. В среднем по России это 643 кв. м на 1000 человек, в то время как в Германии или во Франции – около 1,5 тыс. кв. м. Даже Москва, превзошедшая установленный норматив и имеющая развитую товаропроводящую сеть, имеет вдвое меньше торговых площадей, например, чем Берлин.
К сожалению, действующие российские нормативы не отражают реальную ситуацию, поскольку учитывают абсолютно все торговые объекты суммарно, безотносительно к форматам, то есть, построив один крупный торговый центр и не открыв ни одного малоформатного магазина, можно достичь заданного норматива. Нам же необходимо, чтобы в каждом из типов населённых пунктов были условия для конкуренции разных торговых форматов.
В связи с этим мы предлагаем дифференцированный подход, предусматривающий три типа нормативов для торговых объектов местного значения, в зависимости от масштаба населённого пункта, – нормативы по количеству рынков и ярмарок и по количеству хозяйствующих субъектов на определённой территории. Предлагаем сделать нормативы обязательными и установить в качестве KPI для оценки работы органов власти субъектов Федерации по развитию конкуренции в сфере торговли.
Тем самым мы хотим добиться, чтобы все субъекты отношений, прежде всего региональные власти и бизнес, имели четкие ориентиры и приоритеты торговой политики. При этом госрегулирование на всех уровнях должно носить системный и унифицированный характер. В результате будет обеспечено дальнейшее развитие сферы торговли, а соответственно, отечественной промышленности и сельского хозяйства".