All Retail
Опубликовано

Как Донбасс торгует в интернете

Антитеррористическая операция (АТО) на востоке Украины продолжается уже больше года. Она существенно повлияла на бизнес, падение объемов производства в Донецкой области составило 49,4%, в Луганской – все 90%, а снижение зарплаты – 23,9% и 37,4% соответственно. В этих регионах возникла огромная серая зона, объемы контрабанды через которую исчисляются многими миллионами долларов - пишет Forbes. Украина  
 
Несмотря на все объективные сложности с перемещением товаров через десятки блокпостов, жизнь на оккупированных и подконтрольных Украине территориях окончательно не остановилась. Forbes вместе с международным центром интернет-торговли Allbiz и клиентами В2В-площадки из сегмента среднего и малого бизнеса выяснил, что происходит в предпринимательской среде Восточного региона.
  
  
Уехали или остались

Донецкая область начинала прошлый год с позиций, схожих с Харьковской (отставание всего на 20%) – региона-лидера, который по числу обращений уступает только Киеву. И с почти в два раза более выгодных позиций, чем у Запорожской области. Но к середине 2014 года ситуация кардинально изменилась. 

Чтобы понять, уехали компании с Донбасса в другую часть Украины или остались, Allbiz проследил изменения трафика. Прошлый год Донецкая область начинала даже с лучших показателей, чем у Харьковской, но с началом активных боевых действий ситуация изменилась с точностью до наоборот. 
 
Трафик сократился меньше, чем количество запросов. Это говорит о том, что донбасские компании не покидали регион, просто к ним стали реже обращаться.
  
  
Куда деваться

Перевезти бизнес в другой регион на практике сложно. Так, донецкое УПО "Электроаппарат" УТОС было основано в 1933 году с целью трудоустройства инвалидов по зрению. Эвакуировать предприятие со зданиями и мощностями не стали. "Электроаппарат" так и работает на заказах внутри оккупированного региона. Сырье преимущественно завозят из России.

Поставщик мицелия шампиньонов и вешенки – компания "Биотехнология" – каждый месяц получает по 10-15 запросов из разных областей Украины. Но выполнить их не может, переехать тоже. Перевозить оборудование через все блокпосты слишком долго и затратно. Выход видят в налаживании бизнеса с Россией, хотя и здесь свои сложности – придется бороться за место на конкурентном рынке.

Аграрное предприятие "Подворье" в Донецке своей главной проблемой называет дефицит. Часть кормов завозили из Крыма, сейчас это невозможно. Пришлось сокращать ассортимент, например, рыбную муку (корм для кур) уже не выпускают.

В зоне, подконтрольной Украине, тоже нелегко. Прежде всего потому что пришлось разорвать связи с заказчиками и поставщиками на оккупированных территориях. Семейный бизнес по производству подсолнечного масла холодного отжима ЧП "Олийныця" из Сватово вынужден переориентироваться на Харьковскую область. Восстановить поставки в т.н. "ЛНР" пока нельзя, хотя заказы идут.

Из опрошенных компаний переехали единицы. "Восточно-Украинской транспортной компании" пришлось свернуть бизнес в регионе, и теперь она пытается наладить работу в других областях. Компания "Элис" занимается банковским оборудованием, поэтому уехала с не подконтрольных Украине территорий "вслед за банками". Это произошло в ноябре, когда президент Украины Петр Порошенко предложил Нацбанку Украины остановить обслуживание счетов в зоне АТО.

За жизнь

Общие настроения среди опрошенных предпринимателей далеки от упаднических. Ни один из них не рассчитывает на помощь чиновников – только на себя. Совсем сворачивать бизнес не собираются. Думают о том, на что переориентироваться, где найти поставщиков и заказчиков. Ждут, когда можно будет восстановить связи с остальной территорией Украины.

Как и следовало ожидать, большинство опрошенных респондентов считают ключевой проблемой логистику. Особенно остро она проявилась осенью 2014 года, когда президентским указом ужесточилась политика в отношении региона. Зимой 2015 года она стала и вовсе практически неразрешимой в силу "усиления ограничений на передвижение". Парадоксально, но в период боевых столкновений провозить грузы было проще, чем во время относительного затишья.

Разводчик лабрадоров и бигли частная предпринимательница Наталья Глушко из Тореза регистрирует собак в Кинологической службе Украины и продает, преимущественно, на территории Украины. Чуть меньше половины щенков отправляются в Молдову, Беларусь или Россию. Глушко говорит, что прошлым летом, несмотря на обстрелы (а по городу "работала" авиация), ездить было проще, чем сейчас. Начиная с осени преодолевать блокпосты стало сложнее, хотя месяц назад ей все же удалось продать щенков в Одессу.

Предприниматели называют нормативные и законодательные инициативы Киева "экономической блокадой", признавая возможность ее преодолеть, если договориться на блокпостах. Но когда приходится преодолевать по 10-15 постов, торговать становится почти невозможно, хотя запросы на онлайн-площадки поступают регулярно. В таком свете торговля с Россией, где нужно преодолеть только таможню, выглядит весьма привлекательно.

Справедливости ради стоит отметить, что из-за рубежа клиентам Allbiz приходит около 20% запросов, и далеко не все они из России. Например, в течение пяти месяцев 2014 года лидирующее место занимала Польша. Турция генерирует почти столько же запросов к Донецкой области, сколько и Казахстан, или в 1,5 раза больше, чем Беларусь и Молдова.
 
 
"Донбасс порожняк не гонит"

Вопреки распространенному мнению, Донбасс торгует не только углем и металлом. В ассортименте продукции – масло, курятина и другие продукты питания, одежда и производственное оборудование, товары для ведения аграрного бизнеса. Как ни странно, но в онлайн-торговле боевые действия не нашли никакого отражения, исключение составляет только военная одежда. Заметны сезонные влияния, например, осенью и зимой чаще покупали топливные ресурсы, весной – товары для сельского хозяйства.

Традиционно высоким спросом пользуются продукты, сигареты, стройматериалы и, прежде всего, окна и двери (что неудивительно, когда дома оказываются под обстрелами). На 26% по сравнению с предыдущим кварталом вырос спрос на металл, а значит, бизнес ищет и находит возможности для развития.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или