All Retail
Опубликовано

Украинские аграрии сделали ставку на ягодный бизнес

Выращивание ягод становится наиболее привлекательным видом сельхозпроизводства в Украине.

«Еще 3-5 лет назад индустрии ягодного рынка нашей стране вообще не существовало. За последние пять лет объем этого сегмента рос в среднем на 7-12% в год. Сейчас его емкость оценивается в 200 тыс. тонн производства различных ягод, или около $300 млн в год», — сообщил гендиректор консалтингового агентства «Украгроконсалт» Сергей Феофилов.

Такие впечатляющие темпы роста, по его словам, обусловлены дефицитом: спрос на все виды ягод превышает их реальное предложение. А значит и цены на них — достаточно высоки - пишут Вести

Причем из-за высоких цен позволить себе такие витамины могут далеко не все, то есть потенциальный объем спроса еще больше. Сейчас же потребление ягод в Украине втрое меньше, чем в Европе «Нормы потребления фруктов в разных странах составляют от 80 до 180 кг в год на одного человека. На ягоды приходится примерно 20% от этого количества», — уточнила директор ООО «Брусвяна» Лилиана Дмитриева.

Пока активно покупают ягоды в основном там, где у населения больше денег. Раньше существенную долю занимал Крым и восточные регионы, но, по понятным причинам, там сейчас не до ягод, так что главным рынком сбыта остается столичный регион.

Хорошие перспективы также у экспорта. По словам экспертов, пока его доля в общем объеме производства незначительна (около 5-7%), но есть большой потенциал к росту. Ягоду можно выгодно продавать там, где она не растет или ее недостаточно «С этой точки зрения очень перспективным выглядит рынок Ближнего Востока и стран Азии», — уверена Лилиана Дмитриева.

Кроме того, по словам Сергея Феофилова, есть интерес со стороны покупателей в ЕС, причем как к ягодам, так и к экологически чистым продуктам в целом. «Поэтому мы прогнозируем, что рынок будет быстро переходить от примитивных видов деятельности (в основном ягоды предлагают с приусадебных участков или мелкие частные хозяйства в сезон, а крупных игроков единицы) к хорошо организованному бизнесу», – считает эксперт.

Эксперты отмечают, что за последние два года уже появились примеры создания крупных хозяйств в сотни гектаров ягодных насаждений. «Деньги вкладывают из тех отраслей, которые сейчас переживают не лучшие времена, например, из строительной сферы», — говорит Лилиана Дмитриева

Достаточно высок и потенциал развития экспортного рынка замороженных ягод. По словам Дмитриевой, Украина уже вышла с поставками замороженных ягод на третье место в мире. Но для дальнейшего наращивания экспортных поставок нужны большие инвестиции, как в технологии выращивания, так и в предэкспортную подготовку (фасовка и упаковка товара, его сертификация).

Поэтому, как отмечают в «Украгроконсалт», дальнейшее успешное развитие рынка нуждается в консолидации его участников. Например, на основе крупных кооперативов не помешало бы создать своего рода ягодные биржи, которые помогут оперативно отслеживать цены, привлекать покупателей и обеспечивать справедливые условия продажи для производителей. «Такие биржи, или скорее товарные центры, должны быть организованы на специальных складах, по примеру оптовых рынков, таких, как «Столичный» в Киеве. И их должно быть много», — говорит Сергей Феофилов.

Успешные прецеденты в мировой практике есть. Например, в свое время резкий рост производства голубики в Голландии и обострившаяся из-за него конкуренция привели к тому, что сети стали диктовать цену, невыгодную производителям.

«Тогда 16 производителей объединились, создав ягодную биржу Sun Berry. Они купили оборудование для сортировки и расфасовки ягоды (стартовая цена которого 500 тыс. евро), построили холодильники. Если цена на ягоду падает, они прекращают продажи и держат товар в холодильниках (голубика — до семи дней без потери качества) или пускают ее на переработку, поддерживая цену на стабильном уровне», — пояснила «Вестям» Лилиана Дмитриева.

Кстати, голубика — наиболее перспективная культура выращивания в Украине. Во-первых, ее цена не опускается ниже $3/кг, а не в сезон достигает $10/кг. Во-вторых, чтобы насытить внутренний рынок нужно высадить около 6-8 тыс. га этой культуры, а сейчас есть 700-1000 га, то есть в восемь раз меньше. И в-третьих, наши климатические условия благоприятны для выращивания этой ягоды, а есть страны, где она не растет, потому хороши экспортные перспективы. Причем как свежей, так и замороженной ягоды. «Так что на ближайшие 10 лет это самая интересная культура», — заверила «Вести» Дмитриева.

Кроме того, успешным будет новый для рынка продукт, например, лимонник китайский, актинидия (рябина сортовая), а также облепиха и клюква.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или