Россияне покупают маргарин вместо масла
Производство маргарина в России в 2014 году выросло на 13%, в 2015 году оно превысит 1 млн т. Часть продукции съедают в России вместо масла, но производители зарабатывают и на экспорте, который увеличился на 15% за год.
Россия в 2014 году начала активно наращивать производство маргарина — в прошлом году оно выросло на 13%, до 933 тыс. т, свидетельствуют данные крупнейшего европейского исследовательского агентства Oil World (специализируется на рынке масличных сельхозкультур и продуктов их переработки).
Причиной роста производства в России стало продовольственное эмбарго, в результате которого был ограничен импорт животных жиров и молочной продукции, уверен старший аналитик Oil World Артем Серженко. Импорт сливочного масла в Россию сократился только с января по апрель 2015 года на 71% (данные Еврокомиссии).
Вторая причина процветания маргариновой отрасли — сокращение покупательной способности российского населения. На фоне сокращения доходов и роста цен вырос спрос на маргарин со стороны производителей пищевых продуктов, в состав которых входили сливочное или растительные масла, отмечает аналитик BusinesStat Анна Анисимова. "Вырос и спрос со стороны населения — это объясняется ростом объемов выпечки, приготовленной в домашних условиях: люди стали чаще есть дома. Кроме того, маргарин для некоторых стал доступной заменой сливочного и растительных масел", — утверждает она.
Эту тенденцию заметили и в НМЖК — одной из крупнейших российских маргариновых компаний (занимает около 14% рынка). "В последние годы рынок фасованных маргаринов сокращался — по нашему мнению, в связи с изменением потребительских привычек: люди меньше готовили дома, покупали больше готовой продукции, в том числе выпечки. В этом году ситуация изменилась, и рынок показывает небольшой рост. Мы связываем это с сокращением реальных доходов населения: люди меньше ходят в кафе, покупают меньше готовой выпечки, предпочитают готовить дома, говорит директор бизнес-направления В2С НМЖК (бренды "Хозяюшка", "Сливочник") Алексей Орлов.
По словам Орлова, маргарин в России является товаром — заменителем подсолнечного масла и спрос на него каждый раз увеличивается в кризисные годы. "Поэтому когда на подсолнечное масло растет цена, потребители переключаются на маргарин. Мы наблюдаем такое движение в периоды резкого роста цен на подсолнечное масло, что происходило в 2008, 2011, 2014 годах. В конце прошлого года цена на подсолнечное масло резко выросла — соответственно, люди стали больше потреблять маргарин", — говорит Орлов.
Еще одной растущей категорией маргариновых продуктов являются спреды (раньше их называли "мягкое масло", состоят из смеси молочных и растительных жиров). По словам первого заместителя генерального директора "Русагро" Сергея Трибунского, в этом сегменте активно растут продажи в пачках, это также признак того, что потребитель использует его как масло, указывает он.
Рост производства также произошел из‑за увеличения экспорта маргариновой продукции. В 2014 году впервые объем российского экспорта превысил объем импорта, свидетельствуют данные Oil World. Экспорт маргариновой продукции в 2014 году составил более 95 тыс. т, увеличившись на 15,1% по сравнению с прошлогодними результатами, к этому привела девальвация рубля, а также сокращение производства на Украине из‑за политических и экономических проблем, отмечают аналитики ID–Marketing. По данным Oil World, Украина в прошлом году сократила производство на 4%, до 269 тыс. т.
В январе — мае 2015 года рост производства маргарина в России продолжился: оно выросло на 12% по сравнению с тем же периодом 2014 года, говорит Серженко (в прошлом году рост был 4%). По итогам года темпы, скорее всего, сохранятся, считает аналитик, тогда как мировой рынок маргариновой продукции расти не будет.