All Retail
Опубликовано

Крупнейший в России продавец табака запустил сеть магазинов Cash&Carry

Владельцы "Дикси" Игорь Кесаев и Сергей Кациев оказались собственниками еще одной розничной сети. После запрета продажи сигарет в ларьках их группа "Мегаполис" начала развивать в небольших городах сеть "Омега Cash&Carry" - пишет РБК 

Новая сеть

Крупнейший в России табачный дистрибьютор, группа "Мегаполис" Игоря Кесаева и Сергея Кациева, помимо известных розничных сетей "Виктория", "Дикси" и "Бристоль" развивает еще одну — "Омега Cash&Carry", рассказали РБК несколько источников менеджеров табачных компаний и подтвердил источник, близкий к "Мегаполису". В сети продукция из ассортимента дистрибьютора продается мелким оптом (от одного блока сигарет), говорят источники РБК.

По данным двух источников РБК, посещавших торговые точки "Омега Cash&Carry", магазины представляют собой небольшой (30–50 кв.м) торговый зал с кассовым аппаратом, где можно приобрести весь ассортимент "Мегаполиса" мелкооптовыми партиями и склад продукции (в среднем 100–300 кв.м).

Информация о сети "Омега Cash&Carry" есть на сайте для поиска работы HeadHunter — например, там ищут кассира в магазин сети в городе Галич Костромской области. Магазин "Омега Cash&Carry" есть в электронном справочнике торговых точек города Губкинский Ямало-Ненецкого АО. Табачный магазин в Сегеже (Карелия) с таким же названием и логотипом, сходным с фирменным лого "Мегаполиса", есть в базе популярного геолокационного сервиса FourSquare.

По словам сотрудницы магазина в Губкинском, "99% его ассортимента составляют сигареты, остальное — презервативы и зажигалки". Магазин предназначен в первую очередь для мелких оптовиков, но покупки там могут совершать и розничные клиенты: для этого не нужна клубная карта, но сигарет, например, нужно купить как минимум блок, уточнила она. По словам сотрудницы "Омега Cash&Carry", сеть большая, "работает везде, во всех городах: в Уренгое, Когалыме, в Советском есть". Менеджер "Мегаполиса", указанный в роли контактного лица на HeadHunter, подтвердил РБК, что "Омега Cash&Carry" — большая, развивающаяся сеть, принадлежащая "Мегаполису".

Сама ГК "Мегаполис" не сообщала о запуске сети в формате cash&carry, но информация об этом направлении содержится на сайте дистрибьютора в разделе "география деятельности". Пометки о присутствии филиалов cash&carry ЗАО "ТК Мегаполис" стоят напротив 102 населенных пунктов от Почепа в Брянской области на западе до Холмска на Сахалине на востоке. Единственный "миллионник" в списке — Волгоград. Абсолютное большинство точек расположено в городах с населением до 70 тыс. жителей.

Получить официальные комментарии в ГК "Мегаполис" РБК не удалось. Управляющий сети "Бристоль" (формат "магазины у дома", также подконтрольна Кесаеву и Кациеву) Алексей Топорков подтвердил РБК, что знает о таком проекте "Мегаполиса", отметив, что активная фаза развития проекта пришлась на 2014 год. От дальнейших комментариев он отказался. В пресс-службе ГК "Дикси" заявили, что не комментируют деятельность акционеров.

Замена ларькам

"["Омега Cash&Carry"] — в большей степени дистрибьюторско-логистический проект, чем розничный", — говорит источник, близкий к ГК "Мегаполис", не ставший вдаваться в подробности. По словам другого собеседника РБК, знакомого с проектом, смысл развития подобного формата для компании Игоря Кесаева заключается в том, что, имея крупные распределительные центры (РЦ) по всей стране, компания тем не менее не охватывала собственной дистрибуцией магазины в небольших населенных пунктах, расположенных в удалении от РЦ.

"В таких местах распространением сигарет занимались небольшие локальные дистрибьюторы, которые закупали сигареты у "Мегаполиса" и СНС (дистрибьютор производителя "БАТ Россия") и потом продавали их магазинам со своей наценкой. Выходило, "Мегаполис" не контролировал до 15% рынка табачной дистрибуции, — рассказывает он. — Открывая маленькие склады в глубинке, которую он раньше не покрывал, и продавая сигареты по своим оптовым ценам, "Мегаполис" получает полный контроль над этими территориями и делает бизнес локальных дистрибьюторов бессмысленным". По словам собеседника РБК, при каждом таком мелкооптовом мини-складе работает не только кассир, но и торговый представитель "Мегаполиса", который объезжает торговые точки в округе, предлагая им сигареты по оптовым ценам компании.

Розничные проекты "Мегаполис" начал развивать в 2012 году — после того как стало известно о разработке антитабачного закона, резко ограничившего места и условия продаж сигарет (принят 23 февраля 2013 года, вступил в силу 1 июня того же года). Для крупнейшего российского дистрибьютора (контролирует продажи около 68% объема сигарет в стране) наиболее болезненным стал запрет продажи табачных изделий в нестационарной рознице. Через этот канал сбыта компания Игоря Кесаева, по подсчетам InfoLine, реализовывала порядка 15% своего объема сигарет.

"До какого-то момента они верили, что пункт о запрете продаж сигарет в ларьках можно убрать из окончательного текста закона — табачные компании и "Мегаполис" оказывали поддержку организованной "Опорой России" "Коалиции киоскеров", собиравшей подписи за отмену этого положения, проводившей публичные акции и пресс-мероприятия, — рассказывает РБК бывший топ-менеджер крупной табачной компании. — Однако уже к середине 2012 года наша активность на этом направлении снизилась, несмотря на то что закон еще не был принят: партнеры из "Мегаполиса" придумали, чем заместить выпадающий канал продаж".

В 2012 году владельцы "Мегаполиса" открыли в Нижнем Новгороде первый магазин "Бристоль". От магазинов "Дикси", также работающих в формате "у дома", "Бристоль" отличался более специализированным ассортиментом, основу которого составляли товары из портфеля "Мегаполиса" — сигареты, зажигалки, презервативы и т.д., а также алкоголь и снэки. В мае 2015 года, когда число "Бристолей" уже достигло 1400 магазинов, "Мегаполис" объявил о продаже 31,5% сети ГК "Дикси" за 1,78 млрд руб.

Первый магазин "Омега Cash&Carry" открылся, по данным источников РБК, год спустя после первого магазина "Бристоль" в той же Нижегородской области. "Сначала они хотели создавать сеть с нуля, открывая типовые магазины с одинаковой площадью и взяв за основу формат американской сети Seven-Eleven. Но это потребовало бы значительного времени, а запрет на торговлю сигаретами в ларьках должен был вступить в силу в течение года, поэтому "Мегаполис" начал формировать сеть из уже действующих магазинов, некоторые из которых были несколько больше необходимого формата", — рассказывает бывший менеджер компании-партнера "Мегаполиса".

Сеть на $200 млн

То, что "Омега Cash&Carry" открывается в основном в небольших городах в глубинке, может быть связано и с условиями сделки по продаже пакета акций дистрибьюторской компании табачным гигантам Philip Morris и JTI, рассказал РБК бывший менеджер компании, участвовавшей в сделке. В декабре 2013 года "Мегаполис" и два крупнейших производителя сигарет в России объявили о том, что Philip Morris и JTI покупают 40% "Мегаполиса" за $1,5 млрд (по 20% получил каждый из производителей). В объявлении о сделке упоминалось, что акционеры "Мегаполиса" могут получить еще $200 млн от табачников "в зависимости от показателей деятельности "Мегаполиса" в течение четырех фискальных годов". Какие это были показатели, не расшифровывалось.

"Речь шла не об увеличении объема продаж или выручки: уже тогда всем был ясен негативный тренд, связанный с ужесточением госрегулирования и ростом акцизов, — утверждает источник РБК. — Условием было развитие дистрибуции и продаж в так называемой "страте Ц" — маленьких населенных пунктах (до 50 тыс. жителей), с неразвитыми современными форматами торговли. Развитие такого формата, как "Омега Cash&Carry", — это выполнение условий сделки". Получить комментарий относительно этой версии в "Мегаполисе" не удалось.

Гендиректор аналитического агентства InfoLine Михаил Бурмистров отмечает, что после запрета торговли сигаретами в ларьках для "Мегаполиса" развитие собственной розницы в любом случае стало критически важным делом. "Рост зависимости продаж сигарет от крупных торговых сетей — негативный фактор для "Мегаполиса", — отмечает эксперт. — Если доля продаж в крупном ретейле станет слишком значительной, то "Мегаполис" в какой-то момент может оказаться ненужным — сети смогут сами договариваться с производителями об отгрузках на их распредцентры без посредника. Поэтому развитие различных собственных форматов полностью укладывается в их концепцию развития бизнеса".

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или