All Retail
Опубликовано

Почему Alibaba никогда не выиграет войну с подделками

Американские бренды и китайское правительство давят на самого большого в мире интернет-ритейлера Alibaba, но его основатель — самый могущественный азиатский бизнесмен Джек Ма — не спешит решать проблему фейковых товаров, заполонивших виртуальную витрину. Американский журнал Forbes публикует статью о том, как Alibaba вынуждают изменить политику по отношению к подделкам, и рассказывает, на какие уступки идёт Джек Ма - пишет Секрет фирмы 

"Как может сумка Gucci или любая другая стоить так много? Это просто смешно", — Forbes цитирует Ма, который совсем не в восторге от бизнес-модели люксовых брендов. Люксовые бренды, в свою очередь, не в восторге от Ма и его компании Alibaba, в которую входит интернет-рынок Taobao, созданный в 2003 году. Долгое время этот китайский сайт, предоставляющий маленьким магазинчикам возможность торговать своими товарами в онлайне, был внесён в чёрные списки Министерства торговли США — слишком много подделок, маскирующихся под известные бренды, продавалось через витрину Taobao. 

Forbes рассказывает про первый грандиозный скандал, с которым пришлось бороться Джеку Ма и после которого он решил пойти на уступки западным производителям. Сто сотрудников его компании были уличены в сговоре с маленькими интернет-магазинами, выставлявшими на витрину Taobao различную технику. Этот товар был не просто поддельным, его не существовало вовсе, покупатели не получали оплаченные вещи и не могли вернуть деньги. Ущерб был невелик — $2 млн — но оказалось, что в мошенническую схему вовлечено не меньше 2000 магазинчиков, представленных на сайте. С тех пор Ма начал больше внимания уделять проверке продавцов и стал сотрудничать с известными брендами. В 2012 году Taobao вывели из чёрного списка США, в прошлом году Alibaba провела IPO.

"Мы ходим вокруг да около, ведём переговоры, проговариваем по кругу одно и то же, но без эффекта. Это путь в никуда", — жалуется Хуанита Дагган, СЕО American Apparel Footwear Association. Она, как и многие другие представители западных компаний, считает, что китайский магазин мог бы получше заботиться о брендах. Китайское правительство тоже давит на ритейлера — в прошлом году, по данным Forbes, регулирующие органы провели проверку некоторых товаров с Taobao и выяснили, что только 37% из них подлинные.

Вообще-то Alibaba — публичная компания и заботится о своей репутации и о покупателях. Поисками фейковых товаров занимаются 2000 сотрудников, их работу курирует бывший полицейский Поло Шао. В 2010 году компания удалила с сайта 10 млн подделок, а в прошлом году благодаря Шао — 100 млн. При этом 90% из них были обнаружены сотрудниками Alibaba, бренды, хоть и высказывают своё недовольство китайским ритейлером, помогать в борьбе не торопятся. Для удобства западных компаний в Alibaba создали форму жалоб на английском — теперь удаление поддельного товара занимает от одного до трёх дней (раньше — от трёх до пяти). Всё ещё долго — eBay рассматривает и удовлетворяет 97% жалоб за 12 часов. 

Несмотря на все усилия команды Шао, 100 000 новых магазинов появляются на Taobao каждый день, и никто не знает, чем они будут торговать. Многие заблокированные торговцы подделками просто открывают новую витрину через некоторое время. Forbes пишет, что некоторые модераторы Alibaba готовы закрыть глаза на работу пиратов в обмен на вкусный обед или хороший подарок.

Джек Ма, возможно, мог бы быстро решить проблему с подделками на своих сайтах и сделать счастливыми производителей дорогих брендов, но Ма хотел бы, чтобы довольны были не только они. Taobao обеспечивает работой многих мелких предпринимателей в Китае, огромное количество людей живёт за счёт производства и продажи подделок. Наконец, большой процент покупателей приходят на Taobao именно для того, чтобы купить фейковый Gucci, который произвели на той же фабрике по тем же лекалам, что и настоящий. Вот почему, считает Forbes, проблема подделок вряд ли когда-то решится.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или