All Retail
Опубликовано

В РФ хотят создать сеть онлайн-гипермаркетов

Бывший руководитель логистического дивизиона "Дикси" Алексей Танаев привлечет 9 млрд рублей в запуск в Петербурге и во всех российских городах–миллионниках (около 15 городов) сети онлайн–торговли продуктами и товарами повседневного спроса Foodbuyer.

Сеть будет работать по принципу интернет–магазинов с доставкой покупок в квартиру. По замыслу Танаева, Foodbuyer станет альтернативой гипер– и супермаркетам. Инициатор проекта рассчитывает на оборот 570–650 млрд рублей в год. Таким образом, он претендует на то, чтобы стать игроком номер один на рынке онлайн–торговли в России и войти в тройку лидеров российского продовольственного ретейла, заняв 3–е место после компаний "Тандер" (сеть супермаркетов "Магнит") и Х5 Retail Group. Потеснить конкурентов новый игрок надеется за счет низкой цены и привлечения мелких и средних производителей, которые не могут войти в традиционные торговые сети - пишет DP.ru 

"Будем брать ценой"

Алексей Танаев — заместитель председателя правления Российского клуба логистов, партнер логистической компании Logistics. Он один из соучредителей Foodbuyer, своих партнеров по этому проекту он не раскрывает.

По его словам, подготовка к запуску новой сети идет полтора года, первые продажи стартуют одновременно во всех городах–миллионниках в марте 2017–го. Сейчас компания создает инфраструктуру: готовит программное обеспечение, ищет распределительные центры (РЦ), которые будет брать в аренду (их будет 29, они займут 1,2–1,4 млн м2, в том числе четыре в Петербурге и 12 в Москве), формирует базу поставщиков.

"Foodbuyer будет работать по аналогии с агрегатором Uber–taxi. У нас не будет в собственности магазинов, складов, транспорта. Распредцентры будем арендовать, для доставки товаров будем привлекать транспортные компании и индивидуальных предпринимателей", — говорит Алексей Танаев.

Новому игроку не придется оплачивать строительство и аренду магазинов, тратиться на зарплату штатных сотрудников (продавцов, водителей, кассиров и прочих). Благодаря этому компания сможет сэкономить до 25–30% расходов по сравнению с обычными магазинами, оценивают эксперты.

Пул поставщиков Foodbuyer на 70% будет состоять из небольших производителей и дистрибьюторов, которые по тем или иным причинам не могут войти в существующие сети. "Дело не только в высокой стоимости входного билета, но и в том, что в сетях место на полках ограничено, а у нас нет", — поясняет Танаев.

Суть работы агрегатора он описывает так: клиент делает заказ через Интернет (минимальная стоимость покупки устанавливаться не будет), заявка поступает доставщику (индивидуальный предприниматель или сотрудник наемной транспортной компании), который в течение 12 часов привозит покупку клиенту. При этом поставщик (производитель) купленного товара будет получать оплату в течение суток после выдачи чека покупателю (практика обычных магазинов — 30–45 дней).

В ассортименте ретейл–агрегатора будет весь набор, предлагаемый в гипермаркетах: продукты питания, косметика, спортивные товары, бытовая техника и др. "Вначале будем брать ценой. Стоимость покупательской корзины в Foodbuyer будет на уровне магазинов среднего ценового сегмента, включая доставку. По самым пессимистичным оценкам, средний чек у нас будет 900 рублей на семью в день в Москве и 600 рублей — в регионах", — говорит Танаев.

Растущий сегмент

Рост объемов онлайн–торговли — один из наиболее ярких трендов последних лет. Так, у большинства традиционных ретейлеров продажи в кризис падают. По данным "Петростата", оборот розничной торговли в Петербурге в 2015 году по сравнению с 2014–м сократился на 12,2%, до 1 трлн рублей. При этом онлайн–продавцы демонстрируют рост на 16% в год. По подсчетам GFK, в сегменте товаров повседневного спроса онлайн–торговля выросла в 2015 году на 54% по сравнению с 2014–м.

В Интернет выходят ведущие игроки офлайн–сегмента. Например, свой интернет–магазин завела сеть "О’Кей", об аналогичных планах заявила "Лента", не исключает захода в онлайн Х5 Retail Group.

Однако продажа в сети продуктов питания мало развита в России, а кризис существенно подкосил этот сегмент, говорят участники рынка. По данным Ассоциации компаний интернет–торговли, на еду приходится только 3% от общего объема интернет–продаж. Для сравнения: доля электроники и бытовой техники превышает 40%, одежды и обуви — 10%.

Среди сотни крупнейших онлайн–ретейлеров страны, на которых приходится 58% от всех заказов и сопоставимая сумма оборота, всего два продавца продуктов питания — интернет–магазин "Утконос" (оборот 4,6 млрд рублей) и Winestyle (оборот 425 млн рублей), свидетельствуют данные исследования "Экономика Рунета 2014–2015". При этом средний чек у них в разы больше, чем расчеты у Foodbuyer: в "Утконосе" — 5,1 тыс. рублей, в Winestyle — 5,4 тыс.

Рынок знает примеры неудач даже серьезных игроков ретейла. Например, Х5 после 3 лет работы закрыл онлайн–магазин E5.ru в январе 2015 года. "Юлмарт" делал попытку торговли продуктами питания в прошлый кризис, но уже в 2010 году отказался от этого. Кризис усугубил проблемы сегмента. По данным участников рынка, в Петербурге закрылись практически все сервисы по доставке продуктов питания. Покупатели стали экономить и отказываться от высокомаржинальных продуктов. По подсчетам MNOGOMART.RU, наценка составляет не более 10% на основные продукты питания (молоко, овощи, хлеб) и около 18% на остальное продовольствие. На непродовольственные товары продавец накидывает 25–30%. Торговля продуктами питания сейчас крайне малодоходна, подчеркивают в компании.

Доля скепсиса

Участники рынка скептически комментируют бизнес–перспективы нового конкурента. "Покупателю нужно все пощупать, понюхать. В обычном магазине мы можем проверить качество товара, а в онлайне — нет", — сомневается представитель одной их торговых сетей.

Председатель совета директоров ГК "Энерго" Азат Григорьян не верит в перспективы проектов онлайн–торговли товарами широкого спектра. Чем больше ассортимент, тем сложнее им управлять и находить баланс между низкими ценами и рентабельностью, поясняет эксперт.

По мнению Григорьяна, будущее интернет–торговли за узкой специализацией. "Нынешние монстры такой торговли часть ассортимента продают с убытком только ради поддержания имиджа самых крупных продавцов. Я не очень понимаю такой бизнес. Кроме того, у новичка будут проблемы с поиском зданий под РЦ. На юге Петербурга можно найти объекты нужной площади, а в других районах — весьма затруднительно", — продолжает Азат Григорьян.

В Петербурге под проект Foodbuyer требуется четыре РЦ примерно по 50 тыс. м2 каждый. По данным гендиректора "А Плюс Девелопмент" Петра Гавырина, сейчас на рынке такого предложения нет.

"Можно найти помещение до 10 тыс. м2. А более 20 тыс. м2, да еще со специфическими требованиями, — очень сомнительно. И желающих построить такие распределительные центры под заказ среди местных девелоперов не найдется", — убежден он. Интернет–торговля — это заказчик из группы риска, поясняет Гавырин. Если же новый игрок решит строить собственные распределительные центры, ему придется вложить на 30–40% больше средств, чем при возведении обычных складов из–за более сложной структуры РЦ.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или