Россия хочет продавать в Китае еду через интернет
Инициатива Путина о создании международной интернет-площадки для экспорта российских товаров приобретает конкретные очертания. Онлайн-ресурс с такими задачами может быть создан при участии китайской JD.com и подконтрольного ВЭБу Российского экспортного центра (РЭЦ). Основной упор партнеры сделают на экспорт свежих продуктов питания - пишет Коммерсантъ
Гендиректор РЭЦа Петр Фрадков и президент международной бизнес-группы JD.com Виктор Сюй 15 марта планируют подписать меморандум о сотрудничестве, говорится в приглашении на церемонию. Стороны хотят создать интернет-площадку на JD.com, которая будет торговать продуктами питания категории fresh, рассказал собеседник "Ъ" в РЭЦе. По его словам, JD.com поможет участникам новой площадки — российским продавцам — с логистикой и маркетингом, а РЭЦ разработает меры поддержки экспортеров.
Эту информацию подтвердил "Коммерсанту" гендиректор JD.ru по логистике и сервисам Александр Васильев. По его словам, через интернет-площадку в Китай прежде всего будут экспортироваться продукты питания из любых регионов России. Это могут быть и продукты в сегменте fresh — ограничения по их сроку годности снимет авиадоставка. По словам господина Васильева, подобный альянс возникает впервые. "Продовольственные товары мы из России не импортировали в Китай никогда",— отмечает он. Первым опытом экспорта российских товаров для JD.com стали головные уборы Canoe, поставки которых начались в январе.
JD.com в Китае управляет семью центрами обработки заказов, 213 складами в 50 городах и 5,367 тыс. станций отправки и получения посылок в 2,356 тыс. городов и районов Китая. РЭЦ — подразделение ВЭБа, занимается поддержкой несырьевого экспорта. В 2016 году в собственность РЭЦа будут переданы 100% акций Росэксимбанка, который планируется докапитализировать на 9 млрд руб. Еще 8,4 млрд руб. обещано Росэксимбанку на субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам.
До недавних пор государство не поддерживало интернет-торговлю. Ситуация изменилась после того, как Владимир Путин в декабрьском послании к Федеральному собранию заявил о необходимости создания крупных компаний в сфере электронной торговли, которые будут способствовать поставкам российских товаров во все страны мира. Предложение по созданию такой торговой площадки в декабре 2015 года отправлял Владимиру Путину гендиректор Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслан Байсаров. А в феврале "Почта России" предложила рассмотреть в качестве базы свой market.pochta.ru.
Первым опытом продаж российских товаров на китайских интернет-площадках стало сотрудничество розничной сети АБК и Alibaba Group. Как рассказал "Коммерсанту" директор ABK China Services Иван Синицын, компания через Tmall.hk (входит в Alibaba Group) с ноября продает нерастаможенный товар от 30 поставщиков из России, к концу этого года планирует расширить список до 100 компаний, а в перспективе выйти в розничные сети Китая. "Наша модель требует плавного ввода и продвижения продукта. Зачастую надо менять рецептуру или адаптировать упаковку",— говорит господин Синицын.
Однако экспорт свежих овощей в Китай лишен смысла, в первую очередь речь может идти о поставках замороженных овощей, полагает основатель "Белой дачи" Виктор Семенов. По словам президента "Мираторга" Виктора Линника, китайский рынок привлекателен для продажи свинины, говядины и говяжьих субпродуктов, но есть серьезное препятствие — отсутствие ветеринарных разрешений на экспорт. "Вопрос очень долго решается со стороны Россельхознадзора и Минсельхоза",— объясняет господин Линник, добавляя, что в этой ситуации создание специальной торговой площадки — вопрос второстепенный. При этом китайская таможня запрещает ввоз из России продукции с содержанием белка (включая мясо, рыбу, морепродукты), а также продукции естественного происхождения, не прошедшей термической обработки. Также пока не разрешен ввоз некоторых круп. Только после визита главы Минсельхоза Александра Ткачева в Пекин в феврале 2016 года Китай разрешил поставки оптовых партий зерна и риса.